Ученым Советом ТУСУРа была принята Концепция развития электронного обучения на 2016 – 2018 годы.

В сентябре планируется запустить пилотную версию преподавания отдельных дисциплин с применением технологий электронного обучения. Сегодня использование технологий электронного обучения становится обязательной практикой в российских университетах при организации образовательного процесса. У ТУСУРа есть преимущество перед остальными вузами, поскольку в университете накоплен большой опыт в сфере организации дистанционного обучения.

– IT-технологии становятся обязательной частью современного образования. Кроме вызова в виде открытого Интернет-образования, на который нам необходимо реагировать, мы видим очевидную тенденцию к формированию системы электронного документооборота в системе высшего образования. Например, в соответствии с федеральными государственными стандартами нового поколения университет обязан обеспечить доступ каждого обучающегося к электронной информационно-образовательной среде, включающей электронные образовательные ресурсы, результаты промежуточной аттестации, электронное портфолио, взаимодействие участников образовательного процесса, – говорит Ирина Петровна Черкашина, декан факультета дистанционного обучения ТУСУРа.

Формирование единых решений

Принятие Концепции развития электронного обучения позволит выработать общие подходы к внедрению технологий электронного обучения для всех участников учебного процесса ТУСУРа и эффективно интегрировать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность ТУСУРа. Сейчас для того чтобы университет был готов к использованию технологий в образовательном процессе, необходимо систематизировать разработки в этой сфере, создать необходимые условия для распространения положительного опыта. Одной из задач является и формирование единых решений по развитию системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для эффективной интеграции в учебный процесс.

В ТУСУРе технологии электронного обучения используются на 17 кафедрах. На ряде кафедр для публикации учебно-методических материалов, организации самостоятельной работы студентов и организации консультаций развернута система дистанционного обучения (СДО) Moodle. Отдельные преподаватели по собственной инициативе проводят вебинары, используют электронные образовательные ресурсы. В ТУСУРе внедрены и функционируют все необходимые компоненты электронной информационно-образовательной среды, которая строится на четырех основных базисах: корпоративная информационная система, открытые информационные сервисы, система дистанционного обучения и вычислительно-коммуникационная инфраструктура. Принятая Концепция развития позволит действовать в одном направлении всем участникам образовательного процесса.

Ускоренный режим

Реализация Концепции развития электронного обучения в ТУСУРе ведется с конца прошлого года. Уже к июню этого года планируется завершить первый этап. Предстоит выполнить большой объем работы: создать локальную нормативную базу, регламентирующую вопросы организации образовательного процесса, учебно-методическую и техническую базы для развития технологий электронного обучения, сформировать коллектив разработчиков электронных образовательных ресурсов и создать фонд электронных курсов на основе уже разработанных подразделениями университета учебно-методических комплексов дисциплин. Второй этап начнется в сентябре следующего учебного года, с применением технологии обучения с веб-поддержкой по отдельным дисциплинам. Этот этап позволит выявить и скорректировать проблемы, возникающие при организации учебного процесса с применением технологий электронного обучения.

Такие сжатые сроки и плотный режим работы необходимы для того, чтобы Университет создал свои качественные электронные образовательные ресурсы, внедрил их в учебный процесс. И конечно, мы рассматриваем возможность присоединиться к Национальной платформе открытого образования, в задачи которой входит создание национального портала высококачественных открытых онлайн-курсов как общедоступной площадки для всех студентов и образовательных организаций.

Опыт ТУСУРа и ФДО

Концепцию развития электронного обучения разрабатывала рабочая группа, утверждённая приказом ректора Университета, в которую вошли сотрудники подразделений и преподаватели кафедр, имеющих наибольший опыт в организации учебного процесса с применением технологий электронного обучения. Также учитывались те решения, которые используются на факультете дистанционного обучения. С их помощью ТУСУР предоставляет возможность получить высшее образование по 35 направлениям подготовки и специальностям с применением дистанционных образовательных технологий. В числе таких решений –& #160;поточная технология разработки электронных курсов. Эта технология позволяет эффективно организовать процесс верстки и публикации компонентов электронных учебно-методических комплексов за счет использования программных средств собственной разработки. К настоящему времени преподавателями вуза в сотрудничестве с ФДО разработано более 200 электронных учебно-методических комплексов.

– В настоящий момент на ФДО разработана и внедрена технология разработки учебно-методических комплексов, интегрирующих в себе все необходимые компоненты для организации полного электронного обучения. По ряду дисциплин разработаны виртуальные лабораторные практикумы с использованием 3D-моделирования и система удаленного доступа к реальному лабораторному оборудованию. Отработана система «живого» общения студентов и преподавателей с использованием технологий вебинара и веб-конференции. Все элементы технологии электронного обучения уже внедрены на ФДО, – рассказывает Ирина Петровна Черкашина, декан факультета дистанционного обучения ТУСУРа.

Применение технологий электронного обучения открывает перед университетами новые возможности, в первую очередь, повышение качества образования и расширения контингента студентов за счет обеспечения доступности качественного образования.