В ноябре на семь "умников" в ТУСУРе стало больше (см. новость на с.2). Одним из победителей стал проект Глеба Манохина, студента 5 курса кафедры ТОР. Название - простое и понятное: "Автомобильный радар". Правда, разобраться с его начинкой оказалось сложнее...

Начали мы беседу с Глебом с сетований на тот факт, что в программе "У.М.Н.И.К." победителем называется только один человек, а команда, группа ГПО (как в случае Глеба Махонина) получается немного в стороне.

- Над проектом автомобильного радара мы работаем вместе с моим одногруппником Жаргалом Эрдынеевым. Наш научный руководитель - аспирант кафедры ТОР Александр Вершинин. Всё началось с проекта ГПО под его руководством, целью которого было исследовать методы сверхразрешения.

Все это понятно, но для начала нужно разобраться, что это за радар такой, в чем заключается его "инновационность" и каковы возможности коммерциализации?

- В последнее время во всем мире очень активно развиваются системы автоматического управления автомобилями, - Глеб вводит нас в курс дела, - чтобы бортовой компьютер машины "увидел" положение объектов, их количество и скорости, нужно разработать специальное устройство - автомобильный радар. По сути - это "глаза" всей системы.

Экспертной комиссии "У.М.Н.И.К.а" мы заявили, что хотим создать свой радар, отвечающий сразу трем важным требованиям: он должен быть малогабаритным (не больше автомобильного регистратора), точным и стоить в 3-4 раза меньше, чем ближайшие аналоги. И еще: он будет очень прост в производстве. В нашем случае СВЧ часть можно будет просто распечатать на плате.

Конечно, проект радара привлек внимание экспертов - столько конкурентных преимуществ, позволяющих успешно продвигать свою идею на рынке.

- Основная проблема имеющихся устройств в том, что они или слишком дороги, или занимают много места, - продолжает свой рассказ Глеб, - мы же предложили использовать в системе возможности так называемой "линзы Ротмана". Она заменяет собой целый набор оцифровщиков сигналов: форма проводника подбирается из расчета законов распределения электрического поля внутри проводника. Фактически мы используем приемы оптических систем, поскольку подбираем форму проводника так, чтобы распределение электрического поля внутри системы концентрировало лучи на определенных фокусных точках.

Глеб улыбается: звучит все это сложно, но зато в производстве проблем никаких - напечатал на плате специальную "кляксу" (это его выражение), и не нужны никакие навесные элементы.

Конечно, я спросила: что даст для развития проекта участие в программе "У.М.Н.И.К."?

- Идея, теоретические разработки... К заказчику нужно приходить с уже реально работающим устройством. Поэтому сейчас наша главная задача - создать прототип автомобильного радара с фиксированными параметрами - определенной дальностью, разрешающими способностями, габаритами. Конечно, по просьбе заказчика можно будет всю систему изменить, сделать ее проще или сложнее.

Программа "У.М.Н.И.К." позволит закупить часть необходимого оборудования, которого нет на кафедре. Да и когда мы будем проводить испытания своего радара на дорогах города, деньги тоже понадобятся - на тот же бензин.

Ну до испытаний пока далеко (хотя Глеб говорит о том, что уже через год научная группа проекта планирует продемонстрировать прототип радара). Интересуюсь, а какие вопросы задавали эксперты конкурса? Были неожиданные?

- Перед началом защиты мы с научным руководителем составили около двух десятков вопросов разной сложности и направленности (от чего мощность зависит, почему именно эта частота, почему выбрали именно эту форму сигнала). Но члены отборочной комиссии больше спрашивали о ближайших конкурентах, просили показать план коммерциализации. К финалу я подготовил нужную информацию.

На защите я представил модель работы радара [показывает картинку на мониторе компьютера: синее поле с движущимися разноцветными точками] - изображение это непонятно неспециалисту. Когда мы применяем методы сверхразрешения, картинка становится более приближенной к действительности. Красные точки - действительное положение объекта, зеленые - оцененное. Меня спросили: именно эти точки увидит пользователь на экране своего компьютера? Я ответил, что пока не знаю, как в целом будет реализована система, но в дальнейшем сама идея радара очень легко масштабируется, использовать ее можно не только в автомобильных радарах, но и в схемах наноспутников, робототехнике - датчики движения нужны везде.

Спрашивали, не будет ли вредно для здоровья человека излучение радара? Нет, не будет. Мощность радара сравнима с мощностью роутера.

Вопросов у экспертов было много - все они были призваны "нащупать" главные плюсы проекта. Кроме уже названных - "цена, точность, габариты" - в пользу проекта говорил тот факт, что идею радара сложно скопировать (методы обработки сигнала, что зашиты внутрь радара, защищены патентами); уже многое сделано для реализации проекта - прошли первые испытания, получены хорошие результаты.

Глеб признается, что участие в "У.М.Н.И.К.е" для него сейчас - "самое то". Конкурс объединил сразу три компонента - учебу, науку и деньги. Тема автомобильного радара станет темой его дипломной работы, а затем (таковы планы) - и кандидатской диссертации.

- Деньги, конечно, тоже стимул, но не самый важный, - считает этот "умник" от ТУСУРа.