9 ноября в рамках VIII Международной конференции "Электронные средства и системы управления" в нашем университете прошла выставка научных достижений молодых ученых ТУСУРа.

Первый шаг, первый взгляд, обегающий ряды с названиями проектов, с выставленными образцами... Ты немного растерян и уже заинтересован. А это что такое? Нужно обязательно узнать! Еще одним оглушающим аккордом служил тот факт, что на входе всех встречали знаменитые танцующие роботы Натальи Шепелевой (мы не раз писали об этом проекте лаборатории робототехники и искусственного интеллекта). Правда, вид у самой Натальи был несколько измученный: отбиваться от журналистов и гостей выставки ей приходилось с утроенной силой. Мало кто мог пройти мимо и не задать парочку вопросов. А роботы, между тем, все норовили упасть (объяснение простое - неровный пол) и не очень-то хотели показывать свои умения. Поэтому вместо Натальи я решила попытать своими вопросами других студентов из лаборатории робототехники, тем более что с их проектом - "Разработка программного и аппаратного решения для автономной модели гоночной машины Freescale" - была уже знакома. Чуть больше полугода назад ребята вернулись из Праги, где проходил конкурс Freescale Cup, и отлично выступили - заняли восьмое место. Что же теперь у них новенького?

- 14-15 февраля будущего года на базе ТУСУРа пройдут соревнования Freescale Cup Siberia, - рассказывает Дмитрий Якушин, один из авторов проекта, - поучаствовать в них смогут команды из Томской области. Победитель отправится в Париж, на европейский турнир. В числе организаторов - сама компания Freescale, ее представитель приедет в Томск в феврале.

О технической начинке проекта подробно не расспрашиваю: припоминаю отрывки из интервью, что давали ребята после возвращения из Праги. Плата, которая используется на гоночных машинках Freescale SmartCar - очень серьезная научная разработка (к примеру, она используется во многих моделях BMW). Но плата эта - только основа для будущей гоночной машинки. Камера, датчики, соответствующее программное обеспечение... В общем, чтобы твой car прошел дистанцию быстрее всех, придется очень много потрудиться. А компания Freescale внимательно наблюдает за тем, с какими сложностями сталкиваются студенты-разработчики.

Припоминаю, что на прошлых соревнованиях наша команда не учла возможность синхронизации движения колес машинки. Решили проблему?

- Пока еще работаем над этим, - улыбается Дмитрий, - в планах поставить вторую камеру, но для этого нужно подбирать новые коэффициенты.

Ну что же, желаю Дмитрию и его коллегам разогнать свой SmartCar прямиком до Парижа и понемногу оглядываюсь по сторонам в поиске нового проекта.

Подхожу к ближайшему. Александр Ахаев, аспирант кафедры КИБЭВС, рассказал мне о том, как его разработка поможет решить проблему выбора (на примере продуктов компании 1С).

- С вопросом - на каком продукте остановиться - сталкиваются почти все. У каждой услуги или товара свои критерии, часто их очень много. Я предлагаю экспертную систему по выбору программных продуктов 1С, она может быть использована и в качестве площадки по продаже товаров в интернете и в обычных магазинах. Я предлагаю не нагружать пользователя лишней информацией. Оценка продукта идет с помощью программных средств, на основе четкой системы.

Во время разговора у меня в голове возник образ того самого Буриданового осла, который так и не смог решить проблему выбора и умер от голода, не зная от какой из двух совершенно одинаковых кучек сена лучше отщипнуть.

Я честно призналась Александру, что не очень поняла, в чем заключается уникальность его разработки - все-таки я не эксперт, и пожелала дальнейших успехов. Взгляд тем временем зацепил название еще одного проекта - "Активно-импульсная система видения в сложных метеоусловиях". Вот уж в актуальности этой темы сомневаться не приходится! Студент кафедры ТУ Егор Голиков с удовольствием рассказал о своей работе.

- Имеется телевизионная камера [показывает камеру на столе], на входе у нее электронно-оптический преобразователь [а теперь - на железную коробку достаточно "сурового" вида], где идет преобразование света в электронный сигнал, далее [еще один прибор] с помощью люминесцентной поверхности он поступает на согласующий объектив, затем - на обыкновенную камеру.

Чувствуется, что к выставке Егор подготовился основательно и знает свой материал назубок. Но по-прежнему видя непонимание в моем взоре (ну куда мне, гуманитарию...), он начинает говорить попроще:

- Главный итог - камера принимает только сигналы, отраженные от предмета. К примеру, если машина едет в темноте, освещая свой путь фарами, то наше устройство не берет в расчет свет фар, оно отобразит лишь отраженный свет, например, от дорожных знаков. А это значит, что ни снег, ни туман не помешают нам увидеть объекты и вовремя среагировать.

Интересуюсь, как давно Егор занимается этой темой. Выяснилось, что совсем недавно - около полугода. Он согласился с тем, что пока далеко до того момента, когда устройства видения в сложных метеоусловиях появятся на каждом автомобиле - они слишком дороги и громоздки. Но дело к этому движется, это главное.

Порадовавшись за будущее наших автомобилистов, я решила окунуться в интернет-пространство. К следующему проекту привлекли сразу два момента - название "облачный сервис" и фотографии любимых суши на компьютерном мониторе.

- Мой проект - "Облачный сервис продвижения товаров и услуг интернет-магазинов", - рассказывает Дмитрий Синьков, аспирант КИБЭВС, - поможет значительно увеличить продажи в интернет-магазинах и полностью заменит он-лайн консультантов. Основа программы - ассоциативные правила. Она анализирует данные по продажам и отбирает те товары, что чаще всего заказывают вместе. Вот заходим на сайт по доставке суши. Хотим заказать роллы "калифорния". Тут же выплывает окошко, предлагающее купить еще и "лава" - этот вид суши чаще всего выбирают еще (вероятность - 81 процент).

Конечно, интересуюсь, а уже где-то внедрен этот сервис? Или модель с заказом суши на дом выбрана для наглядности? Оказывается, что эта программа уже совсем скоро будет запущена на конкретном сайте по доставке японской вкуснятины, аналитики ресурса уже заранее довольны, торопят с внедрением.

Не знаю, насколько эта идея с "подсказками" нова: сразу вспомнился "Макдональдс" и неизбежный вопрос кассира: "А картошку к чизбургеру будете?" Но факт того, что именно в Интернете возможности этого сервиса будут использованы по максимуму, игнорировать нельзя.

Снова оглядываюсь в поиске нового проекта. И тут помогло не зрение, а слух: невозможно было пройти мимо фразы: "Взял брошюру, если наша организация заинтересуется, я с вами свяжусь". Человек, что ее произнес, рассматривал какие-то с виду игрушечные детали из пенопласта обернутого пластинками металла. Читаю название "Малогабаритная антенна метрового диапазона" и тут же задаю вопрос: "Вы кого-то представляете?"

- Я начальник эксплуатационно-технического отдела филиала Красноярского краевого телерадиопередающего центра. Наша организация занимается монтажем антенн. Это очень сложная задача: они громоздкие (около 150 килограммов), их сложно потом обслуживать. А вот эта конструкция [показывает на пенопластовые модели на столе - оказывается, это только прототип] очень проста и оригинальна: в качестве несущей конструкции здесь используется пена. Получается изделие легкое и жесткое одновременно. Нужно еще более детально оценить эту разработку, но я думаю, что перспективы у нее большие.

Да, такая оценка потенциального заказчика дорогого стоит. Спрашиваю у автора проекта - Александра Вершинина, аспиранта кафедры ТОР, как появилась идея этого проекта ("Малогабаритная антенная система амплитудного пеленгатора метрового диапазона").

- Нужно было разработать систему, которая бы в широком диапазоне могла обнаруживать источники радиоизлучения. С высокочастотными антеннами проще, с низкочастотными пришлось помучиться. В итоге мы нашли решение: вибратор принимающей антенны можно завернуть в кольцо. Появляется еще одна проблема: как его согласовать с кабелем? Мы решили и эту задачу.

Итог подводит гость из Красноярска:

- Молодые люди, у них свежие идеи - вроде бы все просто, но вместе с тем очень продуктивно.

Снова обвожу взглядом всех участников, выхватываю отдельные слова и фразы: корреляторы, АЦП по 40 гигагерц, дискретизация... Ой, что-то это уже перебор. Немного подсмотрев за тем, как эксперты оценивают очередную работу (их вопросы воспроизвести сейчас не берусь - настолько все "сложно-научно") и решаю добить себя последним проектом. Название "Электронно-лучевой синтез керамики" испугало не особо.

- Мы предлагаем новую технологию, которая позволит снизить температуру спекания керамики и уменьшит размеры зерен. Сегодня температура спекания составляет 1300-1400 градусов, наша технология "работает" при 900-1000. При этом структуры получаются равномерными, повышается их трещиностойкость [вот это слово - подумала я]. Отпадает необходимость использования дополнительного прессующего оборудования.

Мы работаем над этой технологией дальше, увеличиваем мощность и возможный диапазон температур. Вот два образца - спеченный и неспеченный.

Я честно пыталась разломать спеченные керамические трубки, даже металл с керамикой - куда там!

Провожали меня с выставки все те же непослушные роботы Натальи Шепелевой. В голове был полный кавардак: все-таки проекты очень разные - тематика, актуальность, уровень проработки. Какие-то представляли студенты-третьекурсники, а какие-то - элитные аспиранты, уже завоевавшие много наград. Хорошо, что нелегкий труд оценки результатов исследований взяли на себя эксперты. (кстати, угадала я лишь одного победителя): имена и фамилии остальных, а также названия проектов вы найдете на третьей странице этого номера.

Текст: Оксана Коновалова
Фото: Мария Мельникова