Сегодня мы уже не мыслим обучение в ТУСУРе без дистанционных технологий, опыт использования которых насчитывает более 13 лет. В университете существует факультет дистанционного обучения - ФДО (основой ему послужил наш знаменитый ТМЦДО - Томский межвузовский центр дистанционного обучения), на котором образование по 30 специальностям и направлениям получают более пяти тысяч студентов. На ФДО создаются современные учебно-методические комплексы, позволяющие студентам получить самые актуальные знания по сложнейшим дисциплинам (об этом немного позже). Все это "виртуальное богатство" факультета может и должно "растрачиваться" не только на студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, но и послужить неплохим подспорьем в учебе очников, считает Ольга Юрьевна Исакова, начальник учебно-методического отдела ФДО. Для начала она познакомила меня с системой размещения учебных материалов и проверки знаний, что используется на факультете сегодня.

- Наш учебно-методический комплекс, по сути, объединяет в себе все многообразие учебно-методического и программного обеспечения, разработанного по каждой дисциплине. Первая его составляющая - бумажные пособия. Приступая к изучению, студент получает вот такое солидное издание [показывает достаточно увесистую книгу в сине-белой обложке], в котором изложены основы учебного материала по данной дисциплине. Как видите, пособие выполнено на высоком полиграфическом уровне, специально для верстки мы разработали свой фирменный шаблон.

Второй формат - электронный курс, который размещен в системе дистанционного обучения. Студент заходит на сайт ФДО, видит свой учебный план, где отображается не только его успеваемость, но и ссылки на учебные и контролирующие материалы. В рамках электронного курса, расположенного в СДО, хранится электронное пособие, доступное для изучения и скачивания, здесь же размещены задания для самоконтроля, есть ссылки на дополнительные работы по теме, презентации, смежные электронные курсы и т.д.

Причем мы стараемся, чтобы преподаватель не был для наших студентов абстрактной фигурой: каждый курс снабжен хотя бы одной (чаще всего вводной) видеолекцией. Преподаватель рассказывает о своей дисциплине, о том, как полученные знания пригодятся при изучении последующих дисциплин, а также в профессиональной деятельности. Все видеоролики записываются в профессиональной студии, затем синхронизируются с дополнительными графическими материалами, предоставленными автором курса. В итоге студент, не имея живого общения с преподавателем, может увидеть реального человека, пусть и на экране. После изучения теоретического блока студент приступает к выполнению тестовых заданий. Их основное назначение - обратная связь, важно отследить, что студент понял правильно, а в каком вопросе у него возникли сложности. Для более эффективного обучения мы внедряем такие обучающие ресурсы, как тренажеры. Сделал ошибку, получил подсказку, позволяющую разобраться с решением задачи.

В последнее время популярность набирает такая форма проведения занятий, как вебинар (интернет-семинар). В режиме реального времени преподаватель общается со студентами в рамках видео-трансляции, демонстрирует учебные материалы, а студенты могут задавать свои вопросы в чате или с помощью микрофона. Пока мы проводим вебинары по информатике, физике, высшей математике и программированию. Такая форма проведения занятий хороша тем, что преподаватель вовлекается в непосредственное общение со студентами. Он не просто передает материалы для создания курса по дисциплине, его роль становится шире - он имеет возможность проводить полноценные занятия.

У многих возникает вопрос: зачем при таком обилии электронных ресурсов, интерактивных обучающих программ сохранять еще и бумажные версии учебников? Мы провели опрос и выяснили, что не все студенты хотят полностью отказываться от бумажной формы предоставления материала. Им нужны книги. Проблема еще в том, что не у всех студентов есть безлимитный и скоростной интернет, поэтому свои электронные курсы мы еще дублируем на DVD и высылаем весь семестровый кейс по почте.

Обо всех возможностях, которые предоставляет современное дистанционное обучение, Ольга Юрьевна рассказывала не просто как об очередном "поводе для гордости".

- Почти все технологии, которыми мы сегодня пользуемся, могут и должны быть востребованы и в очной форме обучения. Это большое подспорье для эффективной организации самостоятельной работы студентов. Каждая кафедра, каждый преподаватель могут обратиться к нам, наши специалисты обучат и помогут внедрить технологии электронного обучения. Мы готовы к сотрудничеству и готовы делиться своими наработками. Вопрос только в готовности наших преподавателей к переходу на новый уровень представления учебного материала. Некоторые преподаватели до сих пор не умеют и не используют слайд-презентации или тестирующие программы, и искренне удивляются, когда мы демонстрируем им, как легко из уже имеющихся у них материалов можно создать полноценный электронный курс.

В своей работе мы делаем ставку на развитие интерактивных технологий и, конечно, заинтересованы в более глубоком вовлечении преподавателя в процесс дистанционного обучения. Это еще одна причина, по которой мы призываем преподавателей ТУСУРа активнее использовать новые образовательные технологии. Интересный электронный курс, созданный для студентов-очников, мы можем использовать также для студентов ФДО или наоборот.