"Идея! Где взять денег?" - это мероприятие проводилось в Межвузовском студенческом бизнес-инкубаторе "Дружба" в рамках программы прединкубирования "Заряди свою идею". Подобные мероприятия проводятся каждый четверг. Посещая их, можно узнать много секретов успешных стартапов...

У начинающих бизнесменов и тех, у кого это пока только в планах, вопросов много, но сводится всё к одному - где раздобыть финансы для успешного старта? О том, как "зацепить" инвестора и о том, с чем сталкиваются новички, рассказали Сергей Мельченко, генеральный директор Томского центра венчурных инвестиций, и Сергей Бородин, создатель проекта "marketVgorode" (недавно он привлек в свою компанию 16 млн. рублей инвестиций).

Семинар открыл Сергей Мельченко.

- Мы сегодня поговорим о деньгах, о том, как их привлекать.

Денег на самом деле очень много, и вопрос только в том, чтобы убедить тех, у кого они есть, что их стоит вложить в тот или иной проект.

Государство, инвесторы, фонды... какой бы путь ты не выбрал, уверен Сергей Мельченко, для начала нужна идея и команда, которая будет этот бизнес реализовывать.

- В качестве инвесторов могут выступать любые физические лица, их чаще всего называют бизнес-ангелами. Эти люди очень помогают бизнесу, при этом инвестор не просит никаких залогов, никаких гарантий. Единственное, что нужно - чтобы команда эффективно работала, развивалась. Связи, опыт - всё идёт в ход.

Success-story Сергея Бородина.

- Стартовал проект "МаркетВгороде" приблизительно год назад. Мы прошли все стадии, начиная с создания продукта, его тестирования, разработки подробного бизнес-плана, привлечения инвесторов... И только затем нашли нескольких инвесторов, которые были готовы вложиться в этот проект.

"МаркетВгороде относится к разряду интернет-проектов,e-commerce (электронная коммерция). Многие из вас уже покупали/продавали в сети. Наша задача - обеспечить комфортные, быстрые покупки и продажи в Интернете - как для магазинов, так и для "частников". Мы создали сеть интернет-площадок в крупнейших городах России (всего в 62-х) - с населением больше 300 тыс. человек. Доменные имена выбирались так, чтобы указать принадлежность к региону. В отличие от многих площадок в области e-commеrce, мы не берем плату за выставление товаров и комиссию с продаж, мы ориентируемся на модель, основанную на сервисах, предоставляемых продавцам.

Резидентами СБИ мы стали в прошлом октябре, и все этапы становления нашего продукта/услуги прошли в этих стенах. Что касается вложений... В начале в дело пошли мои личные деньги - 250 тыс. руб. Затем мы привлекли частного инвестора с объемом инвестиций 2 млн. рублей. В основном все эти деньги ушли на разработку/доработку продукта, но 140 тыс. мы выделили на продвижение продукта на томском рынке. Благодаря обратной связи нам удалось кое-что доработать. Затем мы провели глубокую аналитику и выбрали 22 города, где мы планируем развивать проект сами.

В Томске мы тестируем все наши новые сервисы, потом распространяем их в другие города. После тестинга мы написали второй бизнес-план, который и предоставлялся инвесторам далее. Был найден стратегический инвестор. Из четырех вариантов мы выбрали международную компанию, оценили ее по всем параметрам. В итоге была пересмотрена сама концепция "Маркета", выбрана ориентация на магазины. 22 октября стартовал сервис бесплатных аукционов, в которых можно участвовать за несгораемые баллы.

Наша команда - это четыре студента, два аспиранта.

По каким каналам мы искали инвестора?

Один из каналов - это бизнес-инкубатор, здесь уже есть наработанные пути сотрудничества с различными фондами. Второй путь - "шесть рукопожатий" (презентация и рассылка информации) по знакомым, знакомым знакомых. Так мы создали контактную базу. Начали с Томска, затем очень быстро вышли на Сибирь, на Москву и частных инвесторов, а потом - на Нидерланды (топ-менеджерами этой компании оказались томичи). Третий путь - это прямая работа по поиску в Интернете.

Еще раз напоминаем: 20 ноября заканчивается прием заявок на Конкурс научно-технических проектов среди студентов, аспирантов, молодых ученых до 35 лет, творческих научных коллективов. Заявки на конкурс принимаются в электронной форме на сайте бизнес-инкубатора "Дружба".

Автор: Оксана Коновалова