"Заряди свою идею", "Школа лидера", "Теория успеха" - всё это названия событий, которые прошли в СБИ "Дружба" в октябре. О каждом рассказать подробно у нас просто возможности нет, поэтому мы решили встретиться с Антоном Вячеславовичем Титковым, директором бизнес-инкубатора: пусть он выделит из жизни СБИ самое важное и интересное.

- За восемь лет, что прошли с момента открытия СБИ, вокруг этого проекта была создана целая культура - культура предпринимательства, культура вовлечения в наукоемкий бизнес. Но по-прежнему остается одна проблема: студенты не до конца понимают роль, цели и задачи бизнес-инкубатора. Наша задача - объяснить, что можно трансформировать свою идею, сделать ее экономически привлекательной. Нужно посмотреть на свой проект под другим углом, выявить его дополнительные возможности. Этим мы и занимаемся в рамках программы прединкубирования, она сейчас в самом разгаре. Главная ее цель - донести до наших студентов одну простую мысль: перед тем, как начать новый проект и прийти с ним в бизнес-инкубатор, нужно оценить, есть ли потребитель вашей идеи, вашего продукта. При этом мы не предлагаем студентам ТУСУРа технических специальностей садиться за учебники по экономике. Наш вуз предоставляет уникальную возможность собрать для реализации проекта группу, в которой каждый ее участник является специалистом в своем деле. В ТУСУРе есть не только "технари", университет готовит и экономистов, и юристов, и гуманитариев. Почему бы не взять в свой проект студента-экономиста, который грамотно оценит экономические риски производства? Или студента гуманитарного факультета - он может провести соцопрос, чтобы выяснить, нужен ли продукт потенциальным потребителям. С юридическим консалтингом помогут наши студенты-юристы.

- Какие еще вопросы вы поднимаете в программе прединкубирования, о чем рассказываете на своих мероприятиях?

- Что такое бизнес, какие задачи у инвесторов, кто такие бизнес-ангелы, чем занимаются в венчурных фондах... Очень важно, что наши мероприятия отлично встраиваются в ту систему, что существует в ТУСУРе. Четверг для многих студентов нашего университета - день ГПО. После работы над своим проектом наши потенциальные резиденты могут прийти к нам, чтобы познакомиться с бизнес-аспектами реализации своей идеи. Это очень удобно.

- Я знаю, что к вам на занятия приходят успешные бизнесмены, представители инвестиционных фондов… Личный пример очень много значит и лучше мотивирует?

- Конечно! 22 октября, к примеру, на мероприятии "Теория успеха" перед студентами выступил Олег Мальсагов, управляющий директор бизнес-акселератора "Энергия", а затем свой треннинг провел Виктор Вахитов, исполнительный директор компании PixlPark. Опираясь на собственный опыт, он рассказал о том, как можно развить свой проект до международных масштабов.

Провели мы встречу и с Сергеем Бородиным, руководителем проекта "Маркет в городе". Проект очень успешно развивается: всего год в СБИ, но уже успел привлечь 16 миллионов рублей инвестиций от международной компании.

Такие примеры, конечно, вдохновляют, заставляют активнее заниматься проектом.

В бизнес-инкубаторе сегодня очень развиты внутренние образовательные сервисы. Мы ведем постоянную работу с теми студентами, которые решили создать собственный проект или решили примкнуть к уже существующему.

Озвучу очень важную дату: 20 ноября завершается прием заявок на участие в Конкурсе научно-технических проектов на "заселение" в СБИ - время для раздумий еще есть. Мы ждем наших студентов с новыми оригинальными идеями, а с "упаковкой" проекта помогут специалисты бизнес-инкубатора.

- "Упаковкой"?

- Это целый спектр услуг, включающий в себя исследование рынка, проведение маркетингового анализа, создание бизнес-модели. Очень часто после такой "упаковки" изначальная идея, с которой к нам приходит группа студентов, трансформируется, и в итоге проект идет по иному пути.

- Какой конкурс в СБИ был в прошлом году?

- Четыре проекта на место.

- Какая основная ошибка тех, кто не прошел по конкурсу?

- Просто многим еще рано открывать свой офис в бизнес-инкубаторе. Да, мы соглашаемся, идея очень хорошая, но требует существенной корректировки. Программа прединкубирования как раз и предназначена для таких проектов. К тому же она многое может дать и в плане личностного роста.

Многие думают, что СБИ - это, прежде всего, офис, но площадь - это чуть ли не самая малая часть из всего, что мы даем. Многим проектам, особенно в IT-сфере, офисы вообще не нужны, программисты могут работать, через сеть общаясь с коллегами со всего мира. У радиоэлектронщиков своя специфика: им нужна современная аппаратура. Оборудование, размещенное в СБИ, просто не может конкурировать с теми образцами, что установлены на кафедрах нашего университета. Не все запросы наших резидентов мы можем удовлетворить.

Главное, чем "обеспечивает" СБИ - это среда. Максимальный срок пребывания в бизнес-инкубаторе - три года. Каждый проект находится на определенной стадии развития: кто-то только начинает делать первые шаги, а кто-то уже готов к выпуску. Ты можешь прийти к своему коллеге-соседу, узнать, как он в свое время справлялся со сложностями в организации бизнеса. В итоге в СБИ постоянно идет колоссальный обмен опытом.

Эта особая "стартаперская" (от start up - "начинай") среда поддерживается нашей программой инкубирования, в которую сразу же вступает каждый новичок. На занятиях, которые ведут специалисты СБИ, он получает знания по бухучету, маркетингу, интеллектуальной собственности. Причем каждый из обсуждаемых терминов и понятий подкрепляется примерами из практики.

Кроме этого, наши резиденты получают доступ к партнерской сети СБИ. Перед ними открываются большие возможности поиска инвесторов. Мы знакомим их с механизмами привлечения средств, учим, как правильно распорядиться своими ресурсами.

- Но ведь не все выходят из стен СБИ готовыми начать реальный бизнес?

- Со дня своего открытия в СБИ было размещено 110 проектов, 30 из них живут и развиваются сегодня. Это понятно: не каждый может "выстрелить". Но только в стенах бизнес-инкубатора такая вероятность повышается многократно, здесь сделано все для того, чтобы помочь идее вырасти в реальный проект. Другое дело - воспользуешься ли ты такой возможностью.

- Прием заявок на очередной конкурс в СБИ завершается 20 ноября. Еще не поздно прийти к вам со своим проектом?

- Конечно, нет. Наша работа по приему документов в самом разгаре. Многих отпугивает словосочетание "научно-технический проект", они говорят: "Ничего инновационного я не придумал, я вам не нужен". И часто заблуждаются. Конечно, если, к примеру, твой план продавать жареные семечки, вряд ли стоит тебе обращаться в СБИ, но вот если ты придумал интересный аппарат, который как-то по-особому эти семечки жарит и упаковывает - почему бы тебе не обсчитать свою бизнес-модель, не прийти с ней к нам для консультации? В любом случае, профиль работ, с которыми к нам обращаются, достаточно широкий. Подайте заявку на участие в конкурсе, мы обязательно дадим свои рекомендации.

- Наверное, многих отпугивает то, что за сам факт размещения в СБИ нужно платить "свои кровные", пока что еще не заработанные?

- Бесплатных услуг (особенно в бизнесе) не бывает. Стоимость размещения в бизнес-инкубаторе без офиса составляет 26 тысяч рублей в год с проекта, с офисом - 52 тысячи, с лабораторией - 104 тысячи. Но, повторюсь, резиденты платят не столько за площадь, сколько за свое обучение, информационное сопровождение, консалтинг, возможности партнерской сети СБИ. К тому же сумма, необходимая для "заселения", не такая уж и большая. Для ее погашения, к примеру, можно воспользоваться той же прибавкой к стипендии за участие в проекте ГПО.

Мы не зарабатываем на размещении проектов деньги, но каждому, кто решит прийти к нам, важно понять: должен быть определенный стимул, чтобы развиваться дальше. А когда ты платишь за офис, за учебу, мотивация зарабатывать на своей идее повышается многократно.

Автор: Оксана Коновалова