Такая личность, как Сергей Павлович Ильин - просто находка для любого журналиста. Его жизнь переворачивалась, изменялась таким образом, что вот попробуй-ка просто сочинить такое, придумать. Студент ТИАСУРа, руководитель театра студенческих миниатюр "Граммофон", кандидат технических наук, успешный бизнесмен, депутат Государственной Думы Томской области, директор театра кукол, актеров и теней "ЭТНОС". При этом, Сергей Павлович признается, чем бы он ни занимался - писал ли законы, ставил спектакли - везде и всюду он использовал те знания в области системного анализа и системного подхода, что он приобрел в ТУСУРе.

- Я поступил в ТУСУР (тогда, в 1976 году - ТИАСУР) на ФСУ. В это время в обществе ощущалась настоящая волна интереса ко всему "системному" и "АСУшному", наша специальность была очень престижной, перспективной. Как ни странно, на факультет тогда поступило очень много девушек... Первое яркое студенческое воспоминание - стройотряды. На факультете набирали бойцов в отряд "Алгоритм", все рвались в нем работать - да, приходилось там тяжело потрудиться, зато и оплата была высокой. Основная часть отряда - старшекурсники, дипломники, меня и еще нескольких первокурсников обязали взять по разнарядке сверху. За лето я в итоге заработал две тысячи рублей. Это когда стипендия была 40!

На втором курсе в общежитии я стал жить в комнате с Мишей Натанзоном. Он приехал в Томск из Одессы, его тоже привлекла специальность "Автоматизированные системы управления". Миша входил в первый состав студенческого театра миниатюр "Граммофон". Тогда для нас все его участники - Миша Брусиловский, Игорь Побережский, Лева Будман, Дима Френкель, Боря Гиллер - были настоящими кумирами. Два человека из этого состава вошли в историю кинематографии России. Один из "граммофоновцев" - Борис Гиллер - стал автором сценария и продюсером знаменитого фильма "Кавказский пленник", ставшего номинантом Каннского кинофестиваля. Игорь Побережский стал документалистом, на Берлинском кинофестивале его работа была удостоена специального приза.

Миша Натанзон руководил вторым составом "Граммофона", я стал актером, вместе с остальными участвовал в написании текстов, в постановке миниатюр. С нами работали Володя Архангельский, Александр Бердичевский, Михаил Туник ...

- Чем для Вас в это время был "Граммофон"?

- Это была настоящая жизненная потребность, для меня он был больше, чем театр миниатюр. Вместе собрался коллектив единомышленников, мы проводили все свое свободное время вместе, что-то сочиняли, представляли. И не обязательно было иметь актерский талант, писать тексты - каждый в "Граммофоне" находил что-то свое. СТЭМ - это образ жизни, образ мышления.

Конечно, по большей части мы были компанией диссидентской - читали запрещенную литературу, делились своими мнениями о ситуации в стране. Кто-то из нас пострадал за это. Меня, например, за одну шутку из комсомола выгнали.

- И что же это за шутка?

- Очень простая, сейчас даже представить сложно, как она могла вызвать такую реакцию: "Позволь тебе вручить Орден трудового красного крепкого". Игра слов, не больше! Не тут-то было: насмешка над существующим строем... В начале 80-х я стал руководителем третьего состава "Граммофона", мы стали народным коллективом РСФСР (кроме нас за всю историю существования СТЭМовского движения в Томске это звание получил только театр "ССС" - "Сегодня студент смеется" ТПИ). Нам было позволено выступать за деньги, мы получили две ставки. И на одном из фестивалей в 1981 году мы показали новый спектакль "Ноев ковчег" (автор - Дима Френкель). В ходе представления мы показывали нашу страну в виде ковчега, куда приходит молодой специалист и постепенно начинает вскрывать изъяны всего его устройства. Главный герой видит, что ковчег этот строился в "рекордно короткие сроки", в нем много дыр... Была одна фраза: "Мы потому и не тонем, что на мели сидим. Крепко и надежно". Спектакль шел в полной тишине все 40 минут. А после еще 15 минут зал просто аплодировал! Как нам позволили поставить такое на сцене? Мы идеологов горкома партии попросту обманули - показали им вариант, откуда были убраны все острые моменты. Нам сказали - не смешно, но играйте... Вспомнил еще одну фразу из спектакля: "Курс у нас верный, предначертанный, зачем рулить?" Помню, как дрожали руки у идеолога горкома, когда он нервно закуривал за кулисами после окончания "Ноева ковчега": "Моя бы воля, я бы вас расстрелял", - сказал он заикаясь. Но такой была наша позиция, как и позиция многих в то время. Люди устали просто хохотать над шутками, сатира была важнее, ее жаждали услышать. Не знаю, стали ли мы после того спектакля какими-то героями, но это была настоящая победа.

- После защиты диплома Вы остались в вузе?

- Да, у меня было просто "золотое" распределение, я планировал уехать из Томска. И тут подходит мой научный руководитель Виктор Алексеевич Силич: "Хочешь остаться на кафедре?" Это была настоящая привилегия, очень почетная и интересная работа. В итоге я остался в институте, стал частью прекрасного коллектива. Своими "учителями по жизни" я считаю Владимира Петровича Тарасенко, Феликса Ивановича Перегудова, Аркадия Георгиевича Буймова и многих преподавателей кафедры ОАСУ. Я защитил кандидатскую диссертацию, десять лет преподавал на кафедре. И сейчас я могу сказать, что грамотный системотехник может управлять любыми процессами, ему нет особой разницы, чем заниматься: важен не предмет, а сам подход. Системный подход можно применить к любой сфере. Я проверял эту истину не раз, работая над созданием собственных предприятий, разрабатывая законопроекты Томской области.

- И сразу вопрос. Как Вы стали депутатом?

- 1994 год. В политику в это время никто не рвался. Мы с партнерами уже стали достаточно успешным бизнесменами, открыли 22 предприятия. У нас уже был свой деревоперерабатывающий завод, мы занимались разработкой нефтяных месторождений, были свои магазины, даже попробовали свои силы в кинобизнесе: продюссировали три художественных фильма на Мосфильме. Один из моих старших товарищей по бизнесу - Николай Александрович Сергеев убедил меня выдвинуть свою кандидатуру в новую по тем временам структуру - Томскую областную Думу первого созыва (затем она была переименована в Государственную Думу Томской области, а ещё позднее - в Законодательную Думу). И я выиграл эти выборы и в 33 года стал самым молодым из 21 депутата областной Думы. Причём стоит отметить, что моими основными избирателями стали не бизнесмены, а школьные учителя, врачи и преподаватели вузов. В то время (да и сейчас частенько) кандидаты в Думу обещают, что идут "бороться за ВАС", я же честно сказал, что иду в Думу не за ВАС, а за СЕБЯ. Но а поскольку я как и вы живу в этой стране, я и мои родители ходят в те же больницы, моя дочь учится в обычной школе, то в моих интересах тоже создавать такие законы, чтобы жилось лучше всем. Да, я вынужден был выйти из состава учредителей всех своих предприятий, так как совмещать работу на постоянной основе в Думе с бизнесом нельзя, а я был ещё и избран заместителем председателя Думы и председателем правового комитета (на должности, требующие от депутата работать на постоянной основе), зато приобрел еще три высших образования - политическое, экономическое и юридическое. Деньги могут обесцениться, а мое образование дешевле не станет.

Я стал соавтором первых 200 законов Томской области. То есть с моим непосредственным участием создавались основы томского областного законодательства. Причем, работая над ними, я активно использовал свои тиасуровские знания. Могу смело гордиться, что основной закон Томской области - Устав Томской области, который должен был заложить основы взаимодействия двух ветвей власти и устроить всех - мое "детище". Можете смело меня ругать за это! Не прячусь - это был я! Впрочем и за то, что мы стали жить и исчислять время, как и положено, по 5-му часовому поясу, "виноват" тоже выпускник ТУСУРа. Ильин (смеется).

Я был первым заместителем председателя областной Думы, в сферу моей работы входило курирование многих социальных вопросов - в том числе помощь театрам, клубам, студиям. Так что "Граммофоновские" тусуровские интересы вновь стали востребованы. Я подружился с такими прекрасными томскими актерами и режиссерами, как Ф.Григорян, О.Афанасьев, Т.Лебедева, Д.Киржеманов, Р.Виндерман, В.Варенцов, и уже после того как закончился мой депутатский срок, решил помогать (уже как частное лицо) ученикам Романа Виндермана, которые после его смерти создали свой собственный театр - "ЭТНОС". Сначала стал спонсором, а затем и руководителем этого частного профессионального театра. Хобби стало основной работой. Мы ставим интересные спектакли, которые нравятся не только томским зрителям, но и в Германии, Казахстане, а в ближайшее время нас пригласили поработать в Англии, США, Израиле и Коста-Рике. Соревнуясь с государственными театрами в 2007 году наш спектакль "Иссумбоси" на областном конкурсе среди профессиональных театров "Маска" был признан лучшим спектаклем для детей и получил губернаторскую премию, а в 2009 и 2012 годах такой премии удостаивались ещё два наших спектакля. Так что ТУСУР опять рулит!

Сегодня "ЭТНОС" - театр актеров, кукол и теней. Последнее направление привнесли мы с Даной Турклиевой, прекрасной актрисой и режиссером, а теперь ещё и по совместительству моей женой. Театр теней стал новым шагом в нашем творчестве. Теперь у "ЭТНОС" нашей оригинальной теневой технологии учатся театры из Томска, Челябинска, Новосибирска и Казахстана. С нами сотрудничают многие прекрасные актеры, режиссеры и художники.

- И работая в театре, Вы тоже системный подход применяете?

- Конечно! Выпускнику ТУСУРа совершенно все равно, где работать, он может стать специалистом в любой сфере. Уровень образования нашего университета очень высокий - высший пилотаж!