Александр Александрович Фрицлер был вторым председателем профкома ТУСУРа (тогда - ТИРиЭТа), с 1967 по 1970 год. Время это очень интересное, насыщенное событиями. Наверное, не ошибусь, что главной "фишкой" этого времени были строительные студенческие отряды. Тириэтовцы вместе со студентами других вузов возводили Стрежевого, работали на объектах разного масштаба и сложности... Александр Александрович считает школу ССО самой важной в своей жизни, естественно, что многие ее "уроки" он привнес в работу профкома студентов вуза.

- Начал я с того, что постарался продвинуть в состав профкома ребят, прошедших через студенческие отряды: стиль их работы, да и просто образ мысли мне был близок и понятен. Я и зам.председателя профкома Виталий Малащук трудились в приемной комиссии и выбрали кандидатов в профсоюзный актив. Этот шаг дал свои результаты, уже через полгода ректор сказал нам: я в вас поверил, действуйте. В это время велось строительство двух студенческих общежитий на Южной №6 и №5 - мы их в итоге принимали, участвовали во всех этапах работ.

В то время мы смогли реализовать много интересных проектов. Например, заключили договор со столовыми вуза. Проводим мы в столовой мероприятие - День поэзии, например, или студенческую свадьбу и полностью наводим порядок в помещении, стелим скатерти, развешиваем шторы. В итоге и сами столовые преображаются, становятся уютными, и студенческие праздники можно проводить недорого и в "родном" месте.

В институте в это время работало и открывалось множество кружков художественной самодеятельности и спортивных секций. ТИРиЭТ всегда входил в тройку лидеров города в соревнованиях по баскетболу, волейболу и другим видам спорта. Хорошие отношения у нас сложились с проректором по учебной работе Виктором Михайловичем Новицким и ректором Григорием Семёновичем Зубаревым. Одна из крупных идей, которую мы совместно реализовали - создание клуба бальных танцев "Экситон". В 1968 году впервые участники клуба выступили на институтском празднике.

Вторая наша "культурная революция" - создание факультетских ВИА. Электрогитары тогда только появились и стоили 450 рублей (стипендия была 45). Удалось "выбить" деньги на покупку двух гитар. Так начиналась история ВИА ТИАСУРа, прежде всего, знаменитых "Аргонавтов". Без этой группы в 70-е годы был немыслим ни один студенческий праздник, они звучали везде и всюду.

В вузе почти с первых дней его основания была развита туристическая организация - кто сегодня не знает ТАКТ? В те годы, когда я руководил профкомом студентов института, клуб насчитывал 230 человек. Представляете, всего студентов было 1600, более 200 из них занимались туризмом и альпинизмом, 300 учились бальным танцам, 60 пели в хоре. Массовость - главный признак этих лет. Кстати, отдельная история, как мы хор создавали. Руководитель ходил по комнатам общежития и говорил: "Пойте! Так, ты и ты подходите, я вас записываю. Не хотите? Все равно записываю".

Но отдельная моей глава работы в это время - студенческие строительные отряды. В первый раз я поехал в качестве бойца ССО в Кривошеинский район в 1965 году, а в 1966-ом вместе с другими студентами по направлению обкома партии отправился строить Стрежевой. Для того чтобы попасть в знаменитый "отряд 66", мне пришлось даже экзамен плотницкий сдавать. Стройотрядовский опыт очень пригодился мне на посту председателя профкома студентов ТИРиЭТа.

В 1969 году мне поручили создание и руководство студенческой коммуной в составе Томского городского отряда. Буквально за месяц мы собрали более 250 человек и приступили к работе. Причем, мы старались, чтобы ребята еще и чему-то научились, провели время в отряде с пользой.

На большинстве объектов в составе студенческих бригад работали опытные инструкторы, которые обучали наших ребят строительным специальностям и мы им за это платили. Это позволило нашим ребятам повысить качество и объёмы выполняемых работ.

Устраивались турниры по шахматам, волейболу, к нам приезжал со спектаклем Театр ленинского комсомола.

И теперь очень легко общаюсь с нынешним поколением стройотрядовцев. Я - председатель Совета ветеранов ССО Томской области, и часто ко мне обращаются за советом. Стараюсь не учить, а говорю: "А мы так эту проблему решали".

А в 1969 году отряд, которым я руководил, занял первое место по Томску. В марте 1970 года мне предложили стать командиром областного отряда. Много лет подряд мы участвовали во всесоюзном соревновании студенческих отрядов и много раз завоевывали министерские отраслевые знамена (чаще всего - Министерства лесной и деревоперерабатывающей промышленности и ЦК ВЛКСМ). Вручал знамя в торжественной обстановке сам министр и/или руководитель ЦК ВЛКСМ. Мы вместе чувствовали, что делаем одно большое дело. Студотряды вообще всегда были и остаются местом, где генерируются новые идеи, здесь собирались самые активные и успешные ребята. А вклад студентов ТИАСУРа-ТУСУРа в движение областных студотрядов довольно весомо. Начнем с того, что почти все руководители городского штаба СО были тусуровцами - Михайлов, Малащук, Галямов, Низковских. А в областном - Марк Каган, Александр Фрицлер, Андрей Казанцев.

Дело еще в том, что в нашем вузе очень активно работал комитет комсомола и старался сотрудничать с профкомом студентов. В 1968 году секретарем комитета комсомола ТИРиЭТа был Владимир Лукьянович Пономаренко. Мы с ним договорились о том, чтобы разделить часть работы, создать совместные жилищно-бытовую, культурно-массовую комиссии. Такое бывало нечасто: в вузах профком и комитет комсомола обычно конфликтовали, перекидывали проблемы друг на друга. Согласованные же действия дали высокий синергетический эффект.

... В 1973 году я поступил на работу в НИИ АЭМ, 15 лет был руководителя отдела, занимался задачей создания АСУ Томской области. По этой тематике защитил кандидатскую диссертацию. В 1986 году ректор института Иван Николаевич Пустынский предложил мне возглавить деканат факультета повышения квалификации и переподготовки. Я исполнял обязанности проректора по учебной работе, был деканом ФСУ. Почти 20 лет работаю в ТПУ, но связь с родным вузом не терял и не теряю.

В год 50-летия ТУСУРа хотел бы пожелать университету и в будущем продолжать традицию по подготовке специалистов высокой компетентности и креативности.