Мещеряков Р.В., Кресс В.М. Давно искала повод пообщаться с Романом Валерьевичем Мещеряковым (вот внушительный свисок его должностей: заместитель начальника научного управления, заведующий лабораторией систем безопасности, председатель УМС Сибирского регионального отделения учебно-методического объединения вузов России по образованию в области информационной безопасности, ученый секретарь двух диссертационных советов ТУСУРа). То здесь, то там слышишь его фамилию - то кто-то восхищенно рассказывает о разработках Романа Валерьевича в области обработки речи, то отмечаешь его в составе делегации ТУСУРа, посетившей иностранный вуз, то читаешь о том, что, команда по CTF - KEVA, которую он готовит, победила в очередном конкурсе. В общем, в преддверии Международного Дня науки (все мы помним, что отмечается он 8 февраля) лучшего героя для своего интервью я и не искала.

Факты и даты

Родился в 1974 году в Бийске, Алтайский край.

В 1991-м оканчивает школу, поступает в Алтайский государственный политехнический университет имения И.И. Ползунова (специальность- "информационно-измерительная техника и технологии". В 1997 Оканчивает его с отличием. Дипломная работа удостоена диплом Министерства образования России.

В 1997 году поступает в аспирантуру ТУСУРа (кафедра ОАСУ, научный руководитель профессор Владимир Петрович Бондаренко), досрочно защищается. Его диссертационная работа по теме "Управление просодией при синтезе речи по печатному тексту" отмечена как одна из лучших защит года.

С 2000 года работает в ТУСУРе доцентом, заместителем заведующего кафедрой КИБЭВС. С 2011 года является заместителем проректора по научной работе.

В самом начале разговора с Романом Валерьевичем меня ожидал сюрприз. Я-то приготовилась выслушать привычное: "поступил в ТУСУР, выбрал специальность..."

- Я хотел поехать в Томск, даже с помощью олимпиады поступил сразу в три томских вуза, и в ТУСУР в том числе. Но родители поступили просто: забрали паспорт и сказали - вот видишь университет через дорогу, туда и пойдешь. Понять их можно: 1991 год - ни денег, ни жилья. В итоге я посмотрел, на какую специальность в Алтайском политехническом университете самый высокий конкурс, туда и подал документы.

А вот после получения диплома я точно знал, что хочу продолжить свое обучение в аспирантуре в другом городе. Выбрал Томск, стал аспирантом на кафедре ОАСУ. Когда пошел на досрочную защиту уже на кафедре КИБЭВС, Александр Александрович Шелупанов, заведующий кафедрой, предложил мне поменять место жительства и остаться в Томске, в ТУСУРе. Как Вы понимаете, решение далось не сразу - уже был женат, родился ребенок.

- Что подтолкнуло к этому шагу?

- Я понял, что мне предстоит понять, хочу ли я иметь перспективы в научном плане и работе. Я сделал выбор. Когда есть возможность поднимать планку требований научных работ неограниченно, есть перспективы творческого роста, появляется стремление постоянно двигаться вперед. Всегда нужно выбирать людей, команду, тогда все у тебя будет нормально вне зависимости от того, в каком вузе ты работаешь. Я рад, что меня окружали и окружают только хорошие люди - как в родном городе, так и в Томске. С ними я готов работать и рад, что они готовы сотрудничать со мной.

- Синтез речи. Эта Ваша научная тема "выросла" из студенческих работ?

- В университете я оканчивал специальность "информационно-измерительная техника и технологии". И сфера моих интересов в студенчестве охватывала исследование и моделирование физических величин, программирование, проектирование систем. Моя задача заключалась в том, чтобы распознать и правильно соотнести те или иные процессы с реальными физическими принципами и моделями естественных и искусственных систем.

- Наверное, все эти знания очень помогли Вам в дальнейшей научной работе?

- Конечно! Преподаватели, которые у меня вели занятия, воспитывались в различных научных школах: Санкт-Петербургская техноложка, Казанский госуниверситет, Томский госуниверситет, Киевский госуниверситет, Новосибирский госуниверситет, НЭТИ, Иркутский политех, Алтайские университеты и другие. В итоге ты знаешь разные подходы и методы, можешь оценить то, как люди подходят к процессу измерения, использовать различные физические принципы, имеешь математическую подготовку.

- Синтез речи по печатному тексту. Как появилась в Вашей жизни эта научная тема?

- Тематику, конечно же предложил руководитель, она мне понравилась, потому что перспективна. Даже сейчас - через 15 лет она остается актуальной - Вы нигде не встретите систему синтеза речи, которую можно было бы спутать с человеком. Любой синтезатор можно вычислить. То же и с распознаванием речи - ни один компьютер не может точно распознать нашу речь и перевести ее в текст.

- Так Вам приходилось заниматься лингвистикой?

- Да, различными ее направлениями. Я смогу поговорить на различные темы с учеными-филологами. Исследования, которые пришлось проводить выходят за рамки филологических специальностей вузов. И не каждый выпускник филологического факультета знаком с теми фонетическими тонкостями, которые мне нужно было изучить для написания диссертации.

- Это было интересно?

- Это давало возможность "проговорить" то, что пишут гуманитарии техническим языком. Приходилось работать переводчиком между филологами и техническими специалистами. Очень многие данные, полученные в результате этих исследований, можно было применить для медицинских целей. Одна из первых моих работ в сфере речевых технологий была создана совместно с учеными-медиками. В итоге мы собрали систему автоматизированной оценки пространственного слуха. Кстати, один из таких аппаратов стоял на космической станции "Мир". Дело в том, что человек в невесомости теряет восприятие того, что и где слышит, а система позволяла это контролировать. Автором идеи был д.мед.наук профессор Капранов.

- После защиты диссертации Вы продолжили развивать тему речевых технологий?

- Да, остался в Томске. Жил, работал, продолжил свою научную и педагогическую деятельность. Причем, наверное, в первую очередь педагогическую. Нужно было писать пособия, вести лабораторные. Мое личное мнение: чем больше ты дашь студенту возможности получить информации по предмету (в понимании преподавателя учебно-методической литературы), тем ему будет легче понять и выучить предмет. За 10 лет коллектив кафедры КИБЭВС под руководством Александра Александровича Шелупанова "дописался" до того, что нам дали премию Правительства в области образования за комплект учебно-методических пособий. В составе нашего коллектива еще был очень хороший человек из ТУСУРа, который 31 января ушел из жизни, - профессор Зайцев Александр Петрович.

- Наверное, этой своей работой Вы гордитесь не меньше чем научной?

- Пусть лучше студенты (а лучше - потомки) ее оценят...

- Вы со студентами легко общий язык находите?

- Я с ними - да, а они нет. (смеется) На кафедре КИБЭВС я веду два профильных курса - "Основы информационной безопасности" и "Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем". Студенты мои предметы должны знать очень хорошо - это их специальность, а мне не должно быть стыдно за выпускника, которому я преподавал. Если молодой человек на экзамене не может мне ответить, чем отличается информационная безопасность от защиты информации или что такое угроза информации, я честно ставлю ему два балла. И никаких угрызений совести. Сложности бывают со студентами, которые оправдываются: мне надо работать. Я сам в студенчестве подрабатывал, но если это мешает учебе, то нужно выбирать что важнее - выставить приоритеты. Всех жалко, особенно на старших курсах, но нужно понимать, что не все смогут доучиться до конца. Я говорю - в любое свободное время я готов с Вами заниматься. Хочется, чтобы и в ответ было видно желание что-то понять, узнать.

- Вернемся к науке. Чем Вы заняты сегодня?

- Мои исследования идут преимущественно по двум взаимозависимым тематикам. Первая из сферы системного анализа. Наш коллектив изучает подходы к любой системе с точки зрения внутренней структуры и процессов ее функционирования. Наша цель понять, как система действует, описать уровни иерархии системы, компоновку, процессы преобразований информации внутри нее, провести оптимизацию.

В этой области исследований лежат задачи: - обработка речи и текста, системы информационной безопасности (моделирование злоумышленника и защитника информации). Становится возможным прогнозировать каждую из сторон взаимодействия: если я знаю то, как человек будет понимать меня, то могу передать информацию так, чтобы он быстрее меня понял, и наоборот сделать так, чтобы к нужной информации подобраться было сложно. Если защитник может предугадывать действия злоумышленника, он будет гораздо эффективнее решать свои задачи.

Второе направление, которым я занимаюсь сегодня, напрямую связано с техническими, программными и методическими средствами защиты информации. И здесь отдельным пунктом значится еще одна область исследований - медицинские системы. Мы занимаемся созданием приборов и систем для восстановления голосовых функций, для помощи по оценке слуха. А еще с нашими французскими коллегами уже три года мы разрабатываем комплексную систему оценки качества жизни человека. Дело в том, что пожилой человек не всегда может хорошо оценить то, как он себя чувствует сегодня. За границей вызывать социального работника на дом дорого. Вот и возникла идея сделать такое устройство (оно должно войти в проект "Умный дом"), которое могло бы сравнить сегодняшнее состояние человека со "вчера". Что в первую очередь мешает человеку нормально себя чувствовать и ухудшает качество его жизни? Когда он не может хорошо слышать, видеть и сказать. Сегодня мы заняты разработкой математических и акустических моделей, позволяющих адекватно оценить состояние человека. Подходит утром человек к специальному прибору, что-то произносит, и в итоге система определяет, нужно ли вызывать сегодня врача. Кстати, по голосу можно оценить и эмоциональное состояние человека, даже то, выпил ли он сегодня алкоголь. Правда, на развитие этой темы исследований пока времени не хватает. В целом, если охарактеризовать мои исследования - все жанры, кроме скучного.

- Много сил отнимает административная работа?

- Много, особенно бумажная работа: я являюсь ответственным исполнителем по 219-му Постановлению Правительства РФ (нацелено на развитие научной и инновационной инфраструктуры университетов). Но зато я вижу, что эти мои усилия приносят ТУСУРу пользу. Ты не можешь просто писать отчет, не понимая, что вуз получит в результате. Постоянно нужно оценивать будущее вложений: какую отдачу может дать купленное оборудование или программное обеспечение. Важно понять, какие "точки роста" нужно формировать уже сегодня, на что делать ставку.

Хочется, чтобы у нас в ТУСУРе было твердое надежное будущее, современные лаборатории, методическое обеспечение, молодые ученые, обеспеченность заказами и финансами. Надо развиваться, интегрироваться, писать новые заявки на участие в грантах, государственных программах. Тогда к научной работе будут подключаться все новые люди, они поймут, что можно хорошо зарабатывать, занимаясь любимым делом, им не захочется уходить в бизнес или уезжать за границу.

Это и является основной целью научного управления под руководством А. А. Шелупанова.

Оксана Коновалова