Делимся опытом

2 - 3 февраля в ТУСУРе проходила международная научно-методическая конференция "Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования".

Конференция была посвящена празднованию 50-летия ТУСУРа, хотя свою "юбилейность" выдавала не сразу. Пленарное заседание проректор по учебной работе Лев Алексеевич Боков начал с текущих дел: объявил итоги конкурса научно-методических отчетов кафедр университета. Первое место заняла работа сотрудников кафедры АОИ (Лев Алексеевич отметил ее целостность, а также то, что базой для многих выводов исследования стал проведенный среди студентов опрос). Второе место было присуждено отчету кафедры высшей математики, третье - кафедре КИБЭВС.

Первый доклад на пленарном заседании сделал декан ФЭТ Александр Иванович Воронин. Его тема - внедрение интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов.

Соотношение аудиторных часов и учебной нагрузки вне лекций и лабораторных в ТУСУРе на сегодня - один к одному. И соотношение это, если мы хотим приблизиться к требованиям Болонской конвенции, должно измениться в сторону увеличения времени, затраченного студентами на самостоятельную работу.

- Поэтому нужно внедрять новые подходы к организации самостоятельной работы, - сделал свой вывод Александр Иванович. - Необходимо создать обучающую информационную среду для студентов ТУСУРа, - отметил он.

Докладу проректора по научной работе Александра Александровича Шелупанова было явно "тесно" в отведенных двадцати минутах. "Интеграционное взаимодействие ТУСУРа с промышленными предприятиями в области подготовки конкурентоспособных специалистов" - нашим вузом накоплен достаточно большой опыт в этом направлении.

Александр Александрович выделил главные "инструменты", позволяющие ТУСУРу развивать сотрудничество с ведущими наукоемкими предприятиями страны: индивидуальная траектория обучения, привлечение молодежи в крупные проекты, развитие элитной аспирантуры, создание совместных научно-технических лабораторий.

То, что на высшую школу сегодня возложены особые надежды, отметила в своем пленарном докладе заместитель председателя комитет по высшему и среднему профессиональному образованию администрации Томской области Людмила Веснина. Особенно ждут качественно "заточенных" специалистов наукоемкие отрасли экономики, а созданный в нашей области консорциум университетов и научных организаций также призван сформировать эффективную систему подготовки кадров.

Работа конференции была продолжена в рамках 11 секций ("Программное обеспечение образовательного процесса", "Роль предпринимательского университета в инновационной экономике", "Проблемы связи вуза со средней школой", и на заседании круглого стола "ГПО: пути повышения эффективности".

А международный статус конференции подтвердили гости из Лиможа (Франция) и Нюрнберга (Германия). Сделать свои доклады и послушать мнение коллег они могли с помощью интернет-технологий.

На одной платформе

ТУСУР присоединился к технологической платформе "Развитие российских светодиодных технологий", координатором которой выступил ГК "Роснанотех".

Платформа создана для того, чтобы производство светодиодов в России стало конкурентоспособным. Для ТУСУРа это сулит "расширение компетенций и формирование коопераций". Участвовать в работе технологической платформы согласились еще: Российский федеральный ядерный центр, Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики им. Академика Е. И. Забабахина, "ЛЭТИ" имени В. И. Ульянова, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН.

На перспективу

В течение всего прошлого года отдел международного сотрудничества нашего университета проводил опрос среди соотечественников, проживающих за пределами РФ.

Целью опроса являлось определение наиболее перспективных направлений развития экспорта образовательных услуг ТУСУРа.

Большинство респондентов уверены в завтрашнем дне и в том, что их умения и навыки будут востребованы еще долго. При этом больше половины из них признались в том, что "чаще чувствуют необходимость в повышении профессиональных навыков для поддержания конкурентоспособности".

В ответах на вопрос: "Определите, знания и навыки в каких областях наиболее полезны для вас", лидерами стали "Инженерное дело" - 68 ответов, "Информационные технологии" - 86 ответов, "Предпринимательство" - 42 ответа, "Коммуникационные навыки" (письмо, речь и др.) - 62 ответа и "Руководство и управление" - 61 ответ.

Причем большинство из опрашиваемых согласны проходить курсы повышения квалификации за собственный счет и в свободное от работы время. Предпочтение же отдают синхронному он-лайн формату общения, при этом понимая, что невозможно пройти качественную подготовку, если не заниматься каждую неделю. "Если бы был вариант "несколько раз в неделю", то обязательно бы выбрал именно его, так как появляющиеся вопросы в процессе обучения нужно решать как можно быстрее.

К тому же более частое общение с инструктором делает обучение качественнее и продуктивнее", - написал один из респондентов.

Этот комментарий по итогам опроса нам дали в отделе международного сотрудничества ТУСУРа.

- По результатам опроса 350 респондентов удалось выявить, что подавляющее большинство проживает за пределами РФ и вполне удовлетворено уровнем полученного образования.

Зачастую их профессиональная деятельность напрямую связана с квалификацией, приобретенной в ТУСУР,е но, тем не менее, они указывают на довольно быстрое устаревание навыков, связанное с усилением конкуренции на мировом рынке труда, и с удовольствием прошли бы курсы повышения квалификации по курсам, напрямую связанным с их настоящей профессией, а также желали бы расширить перечень своих компетенций в других областях.

Совместно с ФДО была проведена тщательная аналитическая работа и в данный момент ведется разработка специальных дистанционных курсов повышения квалификации для обеспечения актуальных образовательных программ ТУСУРа и поддержки эффективного взаимодействия с выпускниками-соотечественниками, проживающими за рубежом.

Это сотрудничество облегчит экспорт образовательных услуг ТУСУРа в страны ближнего и дальнего зарубежья и будет способствовать укреплению имиджа университета на международной образовательной арене.

Отчеты и инноватика

Ежегодная отчетная конференция Института инноватики прошла 7 февраля в Доме учёных.

Торжественно, но по деловому обсудили результаты работы в 2011 году. ИИ в программе стратегического развития ТУСУРа, дистанционные технологии, прорывная языковая подготовка, цифровое телевидение - лишь часть из тем, поднятых на конференции.

Сколково. Университет- мечта

25 января в 15:00 в ЦДС "Fakел" состоялось официальная презентация Открытого университета Сколково, в котором приняли участие студенты, преподаватели томских университетов и все те, кому небезразличны инновационные идеи.

Что такое Сколково и "с чем его едят"? Начнем, пожалуй, с того, что Сколково - это российский аналог Калифорнийской Силиконовой долины. Он расположен на трассе Москва - Минск, на пересечении с МКАДом. Прежде всего, это современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Открытый Университет Сколково (ОтУС) не является общеобразовательным учреждением, поэтому по окончании ОтУС вы не получите диплом о высшем образовании, ОтУС учрежден для создания резерва магистрантов и аспирантов для будущего Сколковского технологического университета и стажеров для компаний-партнеров "Сколково".

В 2011 году Томск стал вторым "регионом присутствия" ОтУС. В течение года в нашем городе проходили отдельные мероприятия: лекции и клуб ОтУС. В декабре 2011 года начался конкурсный отбор постоянной группы студентов ОтУС в Томске, в нем приняли участие и студенты ТУСУРа.

25 января в "Fakеле" собрались самые любопытные, самые заинтересованные люди. Большинство студентов на тот момент уже подали заявку на участие в конкурсе. Существуют следующие направления обучения: ядерная физика, энергоэффективность, биомедицинские технологии, космос и телекоммуникации. По завершении конкурса можно стать слушателем Сколково, но в таком случае не будет тех привилегий, которые доступны поступившим студентам, в частности, будет невозможным посещение закрытых конференций и участие в программах по международному сотрудничеству.

Сначала с приветственным словом ко всем обратился Олег Алексеев, вице-президент фонда Сколково, и рассказал о тех возможностях, которые открываются перед студентами, поступившими в ОтУС. Очень важно обладать рядом качеств, которые позволяют достигать поставленных целей, некоторой смелостью и предприимчивостью - Олег Алексеев рассказал об одном из своих московских студентов, который не побоялся отозваться на предложение поехать и поучаствовать в Black Box, и поехал!

"Сколково, прежде всего, университет самоуправляющийся.

- Хочется, чтобы в открытом университете тот дружеский диалог, которого не хватает, стал бы выражением нашей культуры. Это означает, что наряду с нашим административным действием, в том числе финансовой поддержкой, какие-то вопросы могли бы решаться самостоятельно", - отметил Олег Алексеев.

Далее выступил Андрей Егоров, директор Открытого университета, он представил своих Сколковских коллег, занимающихся ОтУС в Томске, осветил основные организационные моменты, связанные с обучением в университете.

В рамках мероприятия была презентована программа "360 градусов" - партнерский проект, посвященный актуальному научному кино. В марте фестиваль кино пройдет в Томске. 25 января в 18:00 состоялся открытый показ фильма "Настоящие революционеры", рассказывающий о трагической судьбе создателя транзистора - Шокли и его команды из восьми предприимчивых инженеров, которые положили начало Кремниевой долине.

Более подробную информацию об Открытом университете Сколково можно узнать на сайте openu.ru.