Недавно делегация ТУСУРа - заведующий кафедрой истории и социальной работы (ИСР) Николай Антонович Грик и доценты кафедры - Валентина Ивановна Зиновьева и Максим Валерьевич Берсенев , вернулись из поездки по Финляндии и Швеции. Они встречались с коллегами из Университета Стокгольма и Университета Тампере (Финляндия). Конечно, в первую очередь их интересовал опыт этих вузов в работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья - тема социальной адаптации студентов с инвалидностью в техническом вузе разрабатывается сотрудниками кафедры ИСР уже в течение нескольких лет.

Рассказывает Валентина Ивановна Зиновьева:

- Согласно законодательству Швеции, все имеют равные возможности для обучения и лица с ограниченными возможностями здоровья не могут подвергаться дискриминации. Дискриминацией считается состояние, когда человек находится в невыгодном для себя положении. Если сотрудники университетов заметили случаи дискриминации, они обязаны сообщить об этом администрации или в юридический отдел по обеспечению равноправия студентов. Если университеты не предпринимают мер для ликвидации дискриминации в течение 30 дней, они могут подвергнуться денежному штрафу.

Во всех высших учебных заведениях Швеции, начиная с 1993 г., была создана сеть координаторов (это выборные должности), ответственных за обеспечение равных возможностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они собираются один раз в семестр для решения текущих вопросов. Центром координационной деятельности является Университет Стокгольма. Здесь же находится Референтная группа, в которую входят представители 11 высших учебных заведений страны, в том числе 6 мест отдано представителям крупных университетов. Они занимаются вопросами планирования помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья, включая методическую (к примеру, разрабатывают рекомендации при написании ими письменных работ), рассматривают кандидатуры координаторов, приглашают на семинары специалистов. Ежегодно проходит конференция координаторов. Вуз в Швеции обязан тратить 0,3 % своего бюджета на нужды студентов с инвалидностью (в эти расходы не входят затраты на оборудование и содержание персонала). Если университет тратит большую сумму, то в этом случае он может получить дополнительные средства по гранту правительства. По итогам этой работы координаторы пишут отчет и отправляют его в Министерство образования и научных исследований.

Высшие учебные заведения страны должны работать в трех направлениях: 1) Создание безбарьерной среды; 2) Планирование занятий таким образом, чтобы не нарушать права лиц с инвалидностью; 3) Предоставление различной информации на веб-сайте.

Все студенты с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в вузах страны, разделены на шесть категорий. К первой относятся глухие. В 2010 году таких было 141 человек, из них 35 - в университете Стокгольма. Все они пользовались услугами сурдопереводчиков. На факультете лингвистики они проходят обучение языку жестов. Вторая категория - слабослышащие студенты (218 человек) из числа тех, кто обратился в службы сопровождения за помощью. Третья категория - слабовидящие - 235 человек, которым предоставляется специальная техника или книги с шрифтом Брайля. Четвертой категории студентам, имеющим проблемы с передвижением помощи не оказывается, так как в вузе создана безбарьерная среда и во всех помещениях есть доступ к лифтам. К пятой категории относятся студенты с дислексией, которые испытывают трудности в письменной речи. Это быстрорастущая группа. В связи с развитием информационных технологий улучшаются возможности их вовлечения в обучение. Шестая, последняя категория инвалидов в вузовской системе - это лица с задержкой умственного развития, имеющие проблемы с памятью, дефицит внимания или с нервными заболеваниями. Ко всем студентам университета предъявляются одинаковые требования в учебном процессе, однако все идут разными путями к цели.

В Университете Стокгольма обучаются 50 тысяч студентов и 50 из них - с различными ограничениями здоровья. Сразу же после поступления такие студенты приходят на встречу с координатором вуза и составляют сертификат об обучении. В этом документе описываются на основании справок из медицинских учреждений все услуги, в которых нуждается данный студент для прохождения обучения. В числе последних: предоставление большего времени на проведение экзамена, сдача его в письменной форме, выделение ноутбука, сурдопереводчика, сопроводителя. Такой сертификат находится у студента, и он его предъявляет преподавателям выбранного направления или школы (в западных вузах отсутствуют кафедры, а факультеты объединяются в школы). Обычно на основании этого документа один из преподавателей, ответственный за таких студентов, составляет план обучения по специальности для конкретного случая и решает совместно с другими преподавателями различные вопросы учебного процесса. Иногда студент не обращается за помощью, но, проучившись один семестр, понимает, что ему одному не справиться.

В университете Стокгольма есть служба, предоставляющая сурдопереводчиков для глухих студентов бесплатно. Этому подразделению уже 20 лет. Там работают 16 переводчиков и обеспечивают обучение по 20 специальностям. Если лекция длится более часа, предоставляется два переводчика. Если не хватает переводчиков - они приглашаются из других городских служб. Такой порядок существует и в других университетах.

Система сопровождения студентов с инвалидностью в Финляндии базируется на тех же принципах, что и в Швеции, но отличается от шведской модели отсутствием координации между вузами страны. Так, Университет Тампере насчитывает 15 тысяч студентов, финансируется из государственных источников и имеет собственную службу сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В нее входят четыре человека, двое занимаются организацией учебного процесса и еще двое - устройством быта таких студентов в кампусе. Во время вступительных испытаний студент с инвалидностью может попросить специальную форму сдачи экзамена (письменный или на компьютере). Поступив на первый курс, он так же, как в Швеции заполняет специальный бланк, в котором информирует университет о своих нуждах. Обычным порядком помощи считается, когда после этого создается группа из сотрудников университета разных направлений для разработки плана помощи. Эта группа определяет тот объем услуг, который может предоставить университет. Во-первых, студент с ограниченными возможностями здоровья получает электронную карту, на которой указаны элементы безбарьерной среды. Для слабовидящих в учебных корпусах есть специальные обозначения, а слабослышащим на лекции предоставляется устройство, усиливающее акустику в аудиториях (индукционная петля). Кроме того, глухие студенты могут получить сопроводителя, который устную речь переводит в письменную на компьютере. На экзаменах студенты с дислексией могут получить ноутбуки. Студентам с умственным расстройством предоставляется специалист, оплачиваемый государством, а тем, у кого проблемы с концентрацией внимания во время экзаменов может быть предоставлена отдельная аудитория. Каждый случай рассматривается службой сопровождения, и затем планируется помощь. На муниципальном уровне студентам предоставляют транспортные льготы, сопроводителей, специально приспособленное жилье. Такие квартиры есть в двух районах Тампере, в них более широкие проходы в коридорах, приспособлены рабочие поверхности для колясочников

Студенты с ограниченными возможностями здоровья могут подавать заявку на гранты для обучения за пределами Финляндии, и такие случаи были, причем выделялись сопроводители или оплачивалось сопровождение родственников. В Финляндии есть неправительственная финская ассоциация людей с ограниченными возможностями здоровья, которая также оказывает различную поддержку студентам с инвалидностью во время их обучения в вузе.

Максим Валерьевич Берсенев рассказал об общих особенностях системы высшего образования в Финляндии и Швеции.

- Высшее образование этих стран работает, основываясь на положениях Болонской конвенции, уже с 2005 года. Бакалавров по специальности "Социальная работа" учат 3 года, но доверия к таким специалистам у работодателей мало. Поэтому многие студенты стремятся поступить в магистратуру. Для этого им предстоит еще полгода проучиться на специальных курсах (после их прохождения выдается диплом "соционома"), а затем - поступить в магистратуру и еще полтора года, выбрав специализацию, заниматься научными исследованиями.

Специальность "Социальная работа" пользуется очень большим уважением в обществе этих стран, часто ее выбирают как дополнительную при получении второго диплома о высшем образовании: она дает широкие возможности при трудоустройстве.

В университетах Стокгольма и Тампере очень хорошо продуман вопрос с прохождением практики студентов. В Швеции, например, создана Ассоциация социальных работников, она объединяет людей из различных социальных служб. Сотрудники вузов обращаются в эту Ассоциацию и там ищут подходящее место практики.

Из всех учебных курсов Университета Стокгольма я бы выделил курс с интересным названием "Профессиональные навыки". Его задача - помочь студенту разобраться в себе, понять, как учеба соотносится с личными устремлениями. Эта дисциплина ведется у студентов каждый семестр.

Финляндия, в отличие от Швеции, больше ориентирована на международное сотрудничество, здесь учится множество иностранных студентов, сюда приезжают читать лекции преподаватели из разных стран. Нас тоже попросили выступить перед студентами в рамках общего курса "Социальная работа в различных контекстах". Николай Антонович Грик рассказал о том, как ведется социальная работа в Сибири, я прочитал лекцию по социальному проектированию, Валентина Ивановна остановилась на теме адаптации студентов-инвалидов.

Итогов этой поездки можно выделить множество: нас пригласили опубликоваться в журнале, посвященном социальным проблемам Швеции, находится на рассмотрении Меморандум о сотрудничестве с университетами Стокгольма и Тампере. Но главный результат - мы увидели, что в этих университетах готовы сотрудничать с нами и дальше.