"По 218-му" - эта формулировка уже давно стала привычной. Ее уже не нужно расшифровывать, подробно рассказывая о разработках наших ученых, которые реализуются совместно с предприятиями-партнерами в рамках Постановления Правительства №218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства". Больше года прошло с начала старта проектов, сейчас идет важный и кропотливый период: научные группы готовятся к сдаче отчетов по итогам третьего этапа работ. Многое сделано, многое еще предстоит.

В научном управлении нашего университета детально знакомы со всеми сложностями, возникающими в процессе работы ученых и конструкторов, поэтому школа-семинар "Выполнение комплексных проектов по 218-му постановлению правительства РФ", который проходил в рамках VII Международной заочной научно-практической конференции "Электронные средства и системы управления" 10-11 ноября был призван не просто "собрать и опубликовать отчеты". Сам формат встречи (выступающие не были ограничены во времени) подчеркивал важную мысль: на школе-семинаре не ставят "пятерок" за отличные итоги, здесь важно показать "точки роста", "точки проблем", с которыми ты сталкиваешься в процессе работы.

Рассказывает Антон Геннадьевич Лощилов, научный руководитель СКБ "Смена":

- На школе-семинаре я докладывал результаты работы своей группы по проекту "Автоматизированная система контроля информационных магистралей и их компонентов", который мы ведем по заданию ОАО "Информационные спутниковые системы" (г. Железногорск). В своем докладе я решил остановиться на двух, на мой взгляд, важных аспектах проводимой работы.

Первое, о чем хотелось рассказать, - это результаты экспериментальных исследований. Задача нашего проекта - создать автоматизированную систему для тестирования информационных магистралей космических аппаратов (это кабельная система, посредством которой подсистемы спутника обмениваются информацией). Заказчик передал нам образцы некоторых кабелей, применяемых для построения магистралей. В процессе измерений оказалось, что параметры кабеля одной из марок существенно отличатся от тех, что мы ожидали получить. Мы достаточно долго анализировали причину таких расхождений, даже относили ее к возможным недостаткам в нашей методике измерения. Оказалось, что кабели эти действительно достаточно специфические. Была проведена оценка возможных искажений сигналов, связанная с использованием кабелей в составе магистрали. Построена модель кабеля. Получены экспериментальные подтверждения. В результате нами было предложено два способа компенсации искажений. Первый, весьма кардинальный: отказаться от этих кабелей вообще, использовать кабели других марок. Второй: не меняя саму кабельную систему, компенсировать искажения сигналов в кабеле путем введения дополнительных согласующих элементов. Результаты проведенных исследований будут опубликованы в ближайшее время в рецензируемом журнале.

Почему я рассказал на школе-семинаре об этих наших сложностях? Для того чтобы показать еще раз, что для ТУСУРа данный проект не ограничивается стадией ОКР. В любой работе должна присутствовать научная компонента, пускай даже и небольшая.

Вторая тема, которую я затронул на школе-семинаре, внедрение оригинальных методов измерения, разрабатываемых нашей научной группой. Использование данных методов может позволить обнаруживать не только существующие неисправные контакты, но и спрогнозировать их появление. Я считаю, в этом направлении наша научная группа за последние полгода сделала качественный скачок. Разработан и изготовлен генератор импульсов субнаносекундной длительности. Использование данного генератора позволит получить пространственное разрешение около 10-20 см. Мы считаем, что эти исследования, если и не войдут в установку, над которой мы сейчас работаем, обязательно будут востребованы позднее.

Что дает участие в таких школах-семинарах? Мы в ТУСУРе вроде бы и "варимся в одном котле", но часто не представляем, что происходит за дверью соседа, пусть вы и выполняете проект для одного заказчика: у каждого своих проблем полно. Но часто проблемы, которые возникают в процессе исследований, перекликаются, их можно решать сообща.

В будущем году для нас начнется еще один важный этап - испытания. Но вначале предстоит сборка комплекса. Некоторые его части уже почти готовы, нужно провести их анализ, скорректировать параметры. Затем - испытания у заказчика, подготовка к опытной эксплуатации.

Николай Дмитриевич Малютин, заместитель проректора по научной работе, считает, что все доклады, сделанные на школе-семинаре были очень интересными. Особо выделяется представление профессором Григорием Наумовичем Глазовым монографии, подготовленной в соавторстве с Е.В. Андроновым.

- Григорий Наумович рассказал о своей книге, посвященной СВЧ-измерениям. Это фундаментальное издание, необходимое любому разработчику - делает ли он первые шаги в данном научном направлении или уже достиг серьезных результатов.

Еще я бы выделил доклад Евгения Ерофеева Научная группа, в которой он работает, занимается созданием полупроводниковой техники на основе арсенида галлия. Это был многообещающий доклад, совсем недавно Евгений Викторович представил его на "Микроволновой неделе" в Манчестере.

Очень содержательным был доклад Евгения Павловича Ворошилина - по разработке программного обеспечения для WiMax. В последнее время эта тема - одна из ориентиров кафедры ТОР. Дело в том, что в российской радиотехнике сейчас своеобразный кризис: старые методы проектирования аппаратуры свое отжили, нужно срочно осваивать новые. Все достижения компьютерной техники (computer science) сегодня могут быть использованы в радиотехнических задачах. Более того, задачи радиотехники порождают новые научные "компьютерные" темы. В частности - быстрая оцифровка сигналов, которые приходят из эфира на антенну. Следующая задача, обратная этой, - генерация сигналов с заданными характеристиками. Она тоже может быть осуществлена цифровыми методами. В ТУСУРе эти методы развиваются достаточно быстро. До 2006 года в наших лабораториях практическим не было ни цифровых осциллографов, генераторов, построенных по новым принципам. В 2007 году мы скомплектовали добрых три десятка оснащенных современной аппаратурой лабораторий, это позволило всем, кто занимается цифровой техникой, не делать разницы между компьютером и радиотехническим устройством.

Просто великолепный доклад сделала аспирантка кафедры физической электроники Елена Саврук, она рассказала о перспективах увеличения световой мощности светодиодов. Эта одна из задач, которые были поставлены перед нашими учеными в рамках 218-го проекта, который выполняется по заказу НИИ ПП.

Итогом школы-семинара стали несколько рекомендательных предложений, которые будут использованы при подготовке нашего следующего большого проекта - плана стратегического развития ТУСУРа.

Конечно, школы-семинары мы будем проводить и дальше. Хорошие итоги получены уже после первой школы, которая проходила в прошлом году и была посвящена задаче подготовки специалистов в области наноэлектроники. Результат известен: 27 человек прошли обучение. Сейчас НОЦ "Нанотехнологии" вышел на рубежи, которые нас уже не устраивают. В планах - расширение его технологической зоны примерно в два раза. Уже закуплено новое самое современное оборудование, к примеру, мощный лазерный литограф, который позволит изготавливать фотошаблоны. Поэтому, скорее всего, вскоре нам предстоит провести еще одну школу-семинар по запросу - по подготовке специалистов в области лазерной литографии.

...Работы над проектами "по 218-му" предусматривают возвращение вузов в орбиту разработчиков, тех, кто делает реальные живые вещи. Если мы потратим полученные деньги просто на разработку и не оставим коллективы, которые обладают соответствующими компетенциями, то третий год работы над проектами по 218-му Постановлению для нас будет сложным. Но, как показала работа школы-семинара, в ТУСУРе уже есть люди, способные выполнять практически любые работы по своей специальности, есть много молодых перспективных ребят. Надеюсь, что спустя какое-то время мы получим из них хороших разработчиков, прекрасных исследователей, которые пойдут дальше нас.