Какой проект ГПО будет признан в этом году лучшим, было неизвестно вплоть до появления новостей на сайте, и, что забавно, группа, победившая в этой номинации, - студенты кафедры КСУП Федор Михальков, Денис Ионов, Елена Скворцова, Алексей Гуляев, Руслан Гиндулин и Артём Дымченко - узнала о победе от корреспондента РЭ, который наведался в их "святую святых" - 229 аудиторию СБИ.

Проект, над которым работали и продолжают работать ребята, называется "Разработка программного обеспечения на основе технологии дополненной реальности".

"Дополненная реальность" - это технология, дополняющая реальное изображение виртуальными объектами. Об этой технологии мы как-то вскользь упомянули в одном из прошлогодних номеров, и, как видите сами, за год в освоении этой технологии уже многое достигнуто. Попытаюсь объяснить то, что увидела собственными глазами. Фёдор Михальков берёт в руки маркер. Маркер представляет собой бумажный квадрат с черно-белым изображением, Фёдор подносит его к веб-камере, и на экране монитора мы видим 3D изображение - небольшого зеленого ниндзю, который стоит на этом самом маркере. Подобным образом можно воссоздать любой объемный предмет - распознать и спозиционировать на маркер.

Освоение дополненной реальности началось еще до ГПО, будущий научный руководитель группы Александр Самуилов подтолкнул ребят к изучению данной технологии. Четыре разработчика креативили над игрой для конкурса, устроенного компанией Samsung, но конкурс не выиграли. Зато позднее успешно выступили на БИТ-Сибирь 2011, где обратили на себя внимание.

В этой группе у каждого своя определенная роль. Например, Лена, которая почти всё время беседы скромно молчала, прописывает различные алгоритмы, на данный момент она работает над эллипсами, так как существует необходимость создания объемных маркеров.

Денис Ионов до определенного момента вообще был противником написания кода по правилам, но сила необходимости и, очевидно, сговорчивость заставили слегка пересмотреть свое отношение к написанию, о чем Денис в общем-то не жалеет.

Федор Михальков продемонстрировал написанную им программу для включения технологии дополненной реальности в презентацию за 3-4 клика, а еще недавно он установил сервер для обмена документами.

То, что отличает этих ребят от многих других ГПО-групп - это необыкновенный энтузиазм, с которым они подходят к своей работе, над своим детищем они трудятся не только по четвергам, как это обычно принято, но и по выходным, с утра до самого позднего вечера. Их команда постоянно пополняется. Недавно присоединились к работе Роман и Всеволод с ФСУ: "Они работают пока, что называется, "за еду", - шутит Фёдор.

Самый интересный вопрос - применение технологии. Об этом мне рассказали очень подробно и показали, можно сказать, на пальцах. На данный момент есть два направления - это презентации и реклама. "Представьте, что какая-либо строительная компания хочет презентовать проект нового дома. Она, конечно, может заказать дорогущий бумажный макет ..." - говорит Фёдор и морщится, - "Но это все-таки на один раз, и можно использовать куда более дешевое решение" (намекает). Многие известные компании, например ALSTOM, крупнейший производитель электроэнергии, уже давно вооружились технологией дополненной реальности и показывают свои проекты в действии.

"Дополненную реальность можно применять в детских книжках..." - мечтает Федор. А почему нет, собственно? Читаешь книжку, разглядываешь анимированных героев - замечательная затея!

Маркерная технология получения 3D изображения практически полностью освоена, положено начало изучению распознавания объектов произвольной формы и лиц. Сложность заключается в основном в том, отметил Денис, что практически вся литература, посвященная этой теме, написана на английском. Лене поначалу приходилось особенно тяжело - она учила немецкий, но необходимость заставила выучить еще один язык... Учиться, узнавать что-то новое приходится постоянно, в программировании нельзя иначе.

В 229-ом какая-то особая атмосфера, ощущается корпоративный дух. Кстати, ребята оказались очень гостеприимными - угостили кофе, накормили вкусняшками, даже захотелось остаться и поучитьcя. Всяк входящий в эту комнату подписывает соглашение о неразглашении коммерческой тайны, впрочем, мне страшных секретов не доверили, потому и подписывать ничего не пришлось.

На данный момент уже есть функционирующий блок swarpsdk, который включает в себя несколько функциональных модулей для работы с технологией дополненной реальности, в целом проект уже готов к коммерциализации. Ознакомиться с технологией подробнее можно на сайте ar-view.com .