Недавно поймала себя на мысли, что при слове "умник" мне в первую очередь приходит не образ "очень умного человека" (пусть и с ироническим вкраплениями), а именно программа "У.М.Н.И.К." (информацию о региональном смотре-конкурсе инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых учёных, заявленных в эту программу в этом году, вы найдете в разделе "новости"). Я уже привыкла к тому, что часто приходится общаться со студентами, представляют которых очень просто: "Это наш "умник". Наверное, уже сам факт участия в конкурсе инновационных проектов о человеке говорит многое...

Из тусуровких проектов, представленных к участию в конкурсе, я выбрала три: Натальи Шепелевой - "Разработка конструкций и программного обеспечения роботов для использования в шоу и праздничных мероприятиях" (просто представила яркую картинку); Валерия Матвеева - "Человеко-машинное взаимодействие бесконтактным методом" (это как?) и Сергея Артищева - "Специализированный нелинейный рефлектометр" (потому что непонятно).

С Натальей Шепелевой мне приходилось встречаться не раз: она участник (и неоднократный победитель) соревнований лего-роботов, а недавно Наталья представила на "Осеннем робомарафоне" андроида Степу, над его "оживлением" она работала не один месяц. Найти "умницу" оказалось просто - СБИ, лаборатория робототехники и искусственного интеллекта Института Инноватики. На полу - поле для "железного" киберфутбола, на столе - андроид Степа. Естественно, я сразу спросила, почему роботы?

- На первом курсе я решила поучаствовать в соревнованиях по виртуальному кибер-футболу. Потом пришла в лабораторию к Евгению Станиславовичу (Шандарову - руководителю лабораторий робототехники и искусственного интеллекта - прим. авт.) - можно дальше заниматься? Так и "втянулась": соревнования, новые идеи, новые модели.

Андроид у нас пока один, со Степой мы уже успели поучаствовать в соревнованиях по андроидной робототехнике (они проходили в середине октября в Красноярске). В беге заняли первое место, в танцах - третье... Вот посмотрите сами, что он умеет.

Наталья взяла в руки пульт ДУ, нажала какие-то кнопочки, и фигурка на столе ожила - присела, задвигала руками.

- Степа - это простой андроидный робот, - продолжила свой рассказ Наталья, - он состоит из 16 модулей, у него есть датчик расстояния, звуковой датчик и акселерометр. Из блоков можно собрать любую модель. Естественно, интереснее собирать андроида: сказывается желание создать "что-то наподобие себя". Конечно, для этого нужно было решить классические задачи мехотроники - "научить" его идти, сесть, двигаться. Вот сейчас мы готовимся к соревнованиям в Железногорске - они пройдут в начале декабря - там Степа тоже будет танцевать, бегать. Сложность в том, что чтобы заставить его помахать рукой, нужно контролировать три привода одновременно. Вот смотрите...

Степа послушно нас поприветствовал.

- Чтобы он нормально двигался, мог вставать на одну ногу, нужно учитывать, куда переносится его вес.

- Значит, проект, который Вы презентовали перед экспертной комиссией конкурса, был основан на "шоуменских" возможностях Степы?

- Нет, не только. И наши лего-роботы, и роботы-футболисты тоже могут быть использованы для проведения шоу, организации праздника. Шарики-фейерверки - это есть у всех. Это уже людям надоело. А тут робот подойдет, помашет рукой, спляшет.

- Наверное, наглядностью применения роботов в развлекательных целях Вы и "взяли" комиссию?

- Да, Степа мне помогал во время презентации, показывал свои возможности. Но повторюсь, роботы могут быть использованы разные, главное, чтобы они вызывали эмоции.

Экспертам комиссии я старалась показать, что эта тема мне очень интересна, что на базе роботов-конструкторов можно вести дальнейшую научную работу, научиться управлять не одним роботом, а сразу несколькими. Новые модели, новые способы передвижения... кучу всего можно придумать!

В лабораторию входит руководитель Натальи Евгений Станиславович Шандаров, прислушивается к нашему разговору и решает сам в него включиться:

- Роботы как часть шоу используются относительно давно, это никакое не ноу-хау. Но мы-то хотим в этом разделе занять свою нишу. Возьмем, к примеру, аниматроников. Это роботы для шоу? Конечно! Но все они производятся в единственном экземпляре, дорого и на заказ. Мы исходим из других предпосылок. Есть такое понятие - технический комплект, грубо говоря - конструктор. Он представляет собой набор определенных деталей, используя которые можно создавать различные конструкции. Стоимость такого набора понятна - идешь в магазин и покупаешь. А функциональный набор, который ты в итоге получаешь, как раз понятен не очень: детали, используя программное обеспечение, можно собирать в различной последовательности. Наше предложение простое: сделать роботов для шоу "понятным товаром". Заказчик заранее знает цену, сроки изготовления.

- Но купить набор может любой...

- Часто бывает - комплект куплен, что-то при сборке не получилось и коробка стоит в углу. Только если ребенок или взрослый примыкает к такой лаборатории, как наша, ездит по соревнованиям, стремится усовершенствовать конструкцию своего робота, он сможет научиться собирать модели под конкретные цели.

За последние несколько лет у нас в лаборатории сложилась настоящая команда, в нее входят преподаватели, аспиранты, студенты и школьники - все работают вместе.

- Но идея использовать роботов в развлекательных целях возникла не сразу?

- Часто на соревнованиях подходили люди, интересовались нашей работой. А недавно представитель одной рекламной компании обратился: "Узнал о вас, хочу посмотреть, можно ли использовать ваших роботов в рекламе". Мы пообщались, в итоге он понял, что возможностей у наших разработок гораздо больше, чем он считал в начале. [Показывает на скромного пластикового робота на столе] Вот вы думаете, что Степа гораздо лучше этого робота? На самом деле его функциональные возможности гораздо шире. Он создан на основе стандартизованного комплекта, который используется в учебном процессе многих вузов мира. Но в итоге "полезность" робота зависит от тех функций, которые на него возложены.

- Вопрос Наталье: как Вы думаете, почему проект "шоу-роботов" комиссия так высоко оценила?

- Всем нужны готовые решения, готовый продукт. А у нас в лаборатории очень многое сделано по этой тематике, нам есть что показать, чем удивить.

- Неважно, выиграешь ты в "У.М.Н.И.К.е" или нет, - завершил наш разговор Евгений Станиславович, - нужно, чтобы твой проект "полупили", задали множество вопросов по твоей теме. То, что очевидно для тебя, неочевидно для аудитории.

Когда после интервью мы с Натальей обсуждали другие "умные" проекты, она честно призналась, что в своей секции она бы выделила доклад Валерия Матвеева: "Это действительно классно!"

"Человеко-машинное взаимодействие бесконтактным методом" - тема прямо из фантастических романов. Нужно узнать о ней побольше, тут же решила я, тем более Валерия долго искать было не нужно - он участник одного из проектов бизнес-инкубатора.

- Мы ориентируемся на работу в игровых приложениях социальных сетей, - начал свой рассказ Валерий. - С помощью нашей программы человек сможет управлять своими действиями без мышки - просто двигая руками.

Я одновременно разочаровалась - ну вот, никакой романтики, а с другой порадовалась: ребята уже просчитали свою возможную аудиторию, знают, где будет востребован их продукт. Наверное, в этом заключается их главный "секрет успеха" на конкурсе.

- Мы занимаемся этим проектом с апреля. Вначале решили создать сервис вроде "виртуальной примерочной" [я помнила это название по недавно прошедшей выставке молодых ученых ТУСУРа, но чтобы придать наглядности своим словам Валерий продемонстрировал, как с помощью специальной программы компьютер "считывает" параметры человека, а затем помогает примерять разные модели одежды ]. Все обсудили и посчитали, что лучше всего будет использовать нашу технологию распознавания движения в играх.

- Значит, технология у вас уже есть, вы ищете ей достойное применение...

- Да, и теперь мы работаем над технологией распознавания образов, чтобы программа не реагировала на проходящие рядом объекты - только на руки игрока.

- Наверное, экспертную комиссию интересовали конкурентные преимущества вашего проекта?

- Веб-камеры есть практически у всех, наши игры мы будем распространять бесплатно, монетизация - через рекламу. Конечно, уже есть игры, где мышки не нужны, но, чтобы поиграть в них, нужно покупать специальную приставку, дорогостоящие гаджеты.

- Если не секрет, куда пойдут деньги, полученные за победу в конкурсе?

- Нам нужны люди, которые бы занялись этим проектом. Поэтому все уйдет на зарплату.

Следующий проект, который я себе наметила, был "родом" из СКБ "Смена". "Специализированный нелинейный рефлектометр" - работа Сергея Артищева. Эксперты отметили этот проект "как соответствующий программе "С.Т.А.Р.Т", а это уже другие деньги (до двух миллионов на два года) и другие возможности.

Начали мы разговор с расшифровки слова "рефлектометр".

- Это прибор, который для определения дефектов кабеля.

(Ну, это гораздо понятнее).

- Для разработки своего прибора я использовал новый метод - нелинейной рефлектометрии. Автором этого метода является мой руководитель - Эдуард Валерьевич Семенов, доцент кафедры РЗИ. Этот метод позволяет находить неоднородности, проявляющие нелинейные свойства, что значительно расширяет возможности поиска.

Сейчас для устранения некоторых видов скрытых дефектов используют метод дожига, но он предполагает использование мощного генератора и к тому же этот процесс может длиться до двух суток. А мы для этих целей используем компактный прибор и с его помощью видим расположение дефектов в он-лайн режиме.

- У вас уже есть заказчики?

- Сейчас мы сотрудничаем с компанией "Сиам", нас уже приглашали на сложные объекты, чтобы определять дефекты в кабелях. Они намерены закупить готовый рефлектометр, а также внедрять его в мобильные лаборатории, которые они производят.

- Чем помогает участие в конкурсах такого уровня?

- Предоставляется возможность поработать над реальным проектом, который представляет не только научный интерес, но и может принести экономический эффект. К тому же презентация работы - это своего рода тренировка перед защитой диплома: учишься отвечать на самые разные вопросы, а главное, не волноваться во время выступления.

Автор: Оксана Коновалова