Робомания 7 октября здание СБИ было атаковано роботами. "Осенний робо-марафон- 2011" - в рамках Всероссийского фестиваля науки прошел в ТУСУРе. Организован он был Лабораторией робототехники и искусственного интеллекта Института Инноватики.

High-tech как он есть: лего-роботы, андроиды и другие кибер-представители разместились в СБИ с 11 до 17 часов. Честно говоря, зайдя в СБИ, я растерялась: вокруг было столько интересного, что сразу не поймешь, куда податься.

Первым не-киборгом, с которым я поговорила, была Наташа Шепелева, которая демонстрировала собственноручно собранного корейского робота с простым русским именем - Степан. Шестнадцатиприводный Степан ходит, танцует и демонстрирует чудеса акробатики. Как призналась Наташа, на сборку этого механического чуда ушло около двух дней. В распоряжение сборщиков Степан поступил в начале апреля. Будучи разделенным на конечное число модулей, новенький перспективный робот мог бы стать собакой, динозавром или человеком. И поскольку сборщики не искали легких путей, Степан стал симпатичным андроидом. Написать для него программу - целое дело. Робот должен двигаться естественно, уметь перемещать вес. Наташин Степа, к слову, замечательно стоит на голове и показывает карате-прием, разбивая кубики. К слову, Наташа успешно выступила на прошедшем 19-20 октября фестивале в Красноярске и получила хорошие отзывы как от организаторов, так и от наших коллег из Железногорска, которые ее с нетерпением ждут в декабре.

По соседству расположились представители ТГУ и преподаватели информатики из Томска и села Кожевниково. Три дня назад они собрали Лего-роботов, один из которых резво гонялся за светящимся красным мячиком, катающимся по столу, другой, реагируя на определенные цвета бумаги, останавливался, ждал и продолжал движение (испытание "Светофор"), но самым чудным показался робот со встроенным акселерометром. Подумать только - этот малыш на двух колесах мог удерживать равновесие, балансировать и при этом передвигаться из стороны в сторону. Конструктивно они выполнены значительно проще, чем Степан, но процесс составления программной части для них не так прост, как кажется.

На втором этаже бизнес-инкубатора разместились Александр Сахаров со своим другом и соратником, а также представители Философского факультета ТГУ и лаборатории робототехники Института инноватики.

Андроид Нао очень долго капризничал и не хотел подключаться к местной интрасети, по этой причине даже пришлось перейти в другую аудиторию. У Нао хорошо получается распознавать образы, он запоминает тех, кто с ним работал, когда "узнает" знакомое лицо - начинает движение к человеку и машет рукой. Правда, вотличие от Степана, Нао знает только заводские команды.

Неподалёку устроился интересный механизм для перемещения и подъема тяжестей, собранный из деталей от старых механических игрушек - гордость Саши Сахарова из Академлицея. Еще в 9 классе, Саша заинтересовался сборкой самодельных механических игрушек с моторчиком от детских машинок. Учитель физики вдохновила его на создание более совершенного механизма, подыскав необходимые детали. В итоге на свет появился робот, способный поднимать различные увесистые предметы на небольшие высоты, кое-какие детали для него создавались на заводе. Нужно отдать должное Сашиной маме - все это время она стойко переносила запах канифоли и "легкий" хаос в комнате Саши, не говоря сыну ни слова.

А пока я общалась с участниками выставки, на первом этаже, в 106 аудитории и на втором проходили соревнования по кегльрингу, движению вдоль черной линии, ориентированию в городе и мини-турнир по киберфутболу.

Кегельринг - это соревнование, главной целью которого является передвижение объектов из ограниченной области. Роботы напоминают мини-бульдозеры, выталкивающие жестяные баночки. Само собой, чем быстрее все будет передвинуто - тем лучше. Движение вдоль черной линии осуществляется за счет распознавания самой линии. Скорость заранее регулируется в программной части, а конкурентное преимущество достигается за счет качественной сборки. Ориентирование в городе, на мой взгляд, один из наисложнейших этапов. Перед участниками развернута размеченная область, куда еще не ступала "нога" робота, а в дополнение к этому - ряд заданий, которые следует выполнить. Ну и конечно, знакомый каждому тусуровцу мини-футбол, в котором главная цель - поразить ворота противника. Футбол, в котором вместе Рональдиньо или Бэкхема по полю катаются маленькие обитые железом роботы.

Что касается результатов, можно уверенно сказать, что ТУСУРу есть чем гордиться. Ребята проявили себя наилучшим образом в традиционном турнире по мини-футболу: три минуты на забивание гола - задача не из легких, но наши студенты справились с ней "на ура". Из четырех команд, заявивших о себе на соревновании "Ориентирование в городе" наши ребята показали лучший результат, опередив соперников из ТПУ. Но наиболее поразительные и впечатляющие результаты, как ни странно, у самых маленьких участников Робо-Марафона - команда "Саша’S" задала высокую планку времени на прохождение черной линии (24 секунды). Этот результат превзошел все ожидания, ведь малыши опередили не только своих старших товарищей, но и всех студентов.

Общие итоги

Следование по линии (младшая группа - до 12 лет включительно)

  • I место - команда "Саша’S", ТУСУР
  • II место - команда "Vik@", Томский физико-технический лицей
  • III место - команда "AlphaRex", Томский физико-технический лицей

Следование по линии (старшая группа)

  • I место - команда "Демоны", Губернаторский Светленский лицей
  • II место - команда "Поп-корн", Академический лицей
  • III место - команда "Сплинт", Томский физико-технический лицей

Кегельринг (младшая группа)

  • I место - команда "Роботы вперед!" Губернаторский Светленский лицей
  • II место - команда "Vik@", Томский физико-технический лицей
  • III место - команда "AlphaRex", Томский физико-технический лицей

Кегельринг (старшая группа)

  • I место - команда "Поп-корн" Академический лицей
  • II место - команда "Сплинт", Томский физико-технический лицей
  • III место - команда "Альтернатив", Губернаторский Светленский лицей

Студенческие соревнования "Ориентирование в городе"

  • I место - команда "Кварк", ТУСУР
  • II место - команда "Киви", ТПУ
  • III место - команда "Эверест", ТПУ

Мини-турнир по киберфутболу

  • I место - команда "Eternity", каф. ЭП, ФЭТ, ТУСУР
  • II место - команда "Sleeping Forest", каф. ЭП, ФЭТ, ТУСУР
  • III место - команда "Drova" выпускник каф. ЭП, ФЭТ, ТУСУР.

Мария Токарева