Диалог возможностей В который раз я порадовалась возможностям русского языка, впервые прочитав информацию о том, что, цитирую, в ТУСУРе с 3 по 7 октября пройдёт Межуниверситетский технологический диалог: Россия - Япония - США - Украина. Это уже не диалог, где участников может быть двое, а тетралог (кто не знает, учите латинские корни) получается. А потом подумалось: слово диалог сегодня должно восприниматься гораздо шире - как взаимное стремление к общению, поиску чего-то общего. И событие, прошедшее в ТУСУРе в начале октября, доказывает: эта цель может быть достигнута. Вообще за эти пять дней произошло столько событий (круглых столов, презентаций, мастер-классов), что подробно рассказать о ходе каждого из них в этом материале не представляется возможным: просто физически побывать на каждом было сложно. Мы попытались выделить самые яркие и интересные.

С самого начала было заявлено: язык общения английский. Вздохнув про себя (и какую часть из всего сказанного можно будет усвоить?), я согласилась с тем, что именно на этом языке и должен идти Межуниверситетский диалог: как еще японец поймет русского, а украинец американца? Впрочем, включиться в обсуждение большинства тем было на диво легко: слова "инновэйшен" и "технолоджикал" переводить не нужно.

Начало многодневному событию положила студенческая сессия инновационных разработок. 3 октября в СБИ собрались студенты и преподаватели ТУСУРа и университета Рицумейкан (Япония). Александр Уваров, проректор по инновационному развитию и международной деятельности нашего вуза, познакомил гостей с "прорывными направлениями" развития ТУСУРа, особо отметив успехи в создании "мостов технологий" между университетом и компаниями из разных стран ("Калифорния-Томск", "Торонто-Томск", "Нюрнберг-Томск"):

- Надеемся на то, что в скором времени появится мост "Япония-Томск".

Профессор университета Рицумейкан Виктор Крысанов в знак пожелания развития дальнейшего всестороннего сотрудничества между нашими университетами подарил ТУСУРу японский сувенир - блюдо с изображением рыбы (рыба для японцев - символ удачи).

Череду студенческих презентаций начал Андрей Крайняк, магистрант ФЭТа. Он прошел полугодовую стажировку на Тайване в National Cheng Kung University. Тема доклада Андрея - "Средства силовой электроники, предназначенные для сохранения энергии". Признаюсь, вникнуть в научную специфику его работы я не стремилась: интереснее было наблюдать за реакцией слушателей, которые задавали свои вопросы. В создании такой свободной атмосферы общения как раз и заключалась одна из целей Межуниверситетского диалога.

Масахиро Ишида, аспирант университета Рицумейкан, представил свою работу: систему управления подводными роботами с помощью одиночной камеры. Доказывать необходимость проведения таких исследований было не нужно, а вот техническая сторона проекта вызвала множество вопросов. Дмитрий Клименко, аспирант факультета инновационных технологийТУСУРа пытался детально разобраться в особенностях разработки. Исход обсуждения для меня завершился понятной фразой: "the smaller - the better".

Сессия продолжилась. Свои доклады прочитали: Дмитрий Коротков, аспирант кафедры телекоммуникаций и основ радиотехники (проект беспроводных широкополосных систем коммуникации с технологией WiMAX), Мария Ковальская, аспирант кафедры РЭТЭМ (мониторинг загрязнения окружающей среды продуктами нефтедобычи), Гаяне Мурадян, магистрант факультета инновационных технологий (последние достижения компании "Элекард" в области цифровой видеозаписи).

В завершение первой части технологической сессии студентов и аспирантов Виктор Крысанов вручил докладчикам карандаши: в Японии студенты в учебе используют именно их, а не ручки, поэтому не боятся совершать ошибки.

Много мыслей и эмоций оставил первый день Межуниверситетского диалога, не меньше принес и второй. К мероприятию присоединились представители США и Украины - профессор Томас Вернер и бизнес-консультант, специалист в области управления человеческими ресурсами Олег Афанасьев.

День начался с презентации факультета инновационных технологий ТУСУРа. Заместитель декана ФИТа Ирина Павлова подробно рассказала о том, какие программы подготовки развиваются на факультете, как строится обучение иностранным языкам. Представители университета Рицумейкан очень заинтересовались образовательными технологиями и программами ФИТа, это доказывало количество последовавших после презентации вопросов.

Доклады аспирантов университета Рицумейкан, ТУСУРа, ТГУ продолжили встречу. Большинство их тем затрагивали широкую часть аудитории и были интересны не только "узким" специалистам: оценка успешности ведения инновационного бизнеса, создание центра данных для отрасли "зелёной энергетики".

Из событий третьего дня хотелось бы выделить семинар, который провел знаменитый на весь мир дизайнер, декан отделения фотографии в Нью-йоркской высшей школе дизайна и моды Parsons School of Design Томас Вернер. На его занятии студенты пытались разработать идею нового университета. Они вправе были пофантазировать на разные темы: от структуры учебных программ, до самого места, где будет построен новый вуз.

- Поскольку все участники проекта работают в команде, они скорее придут к общей идее, - уверен Томас Вернер. - Я думаю, что многие из этих студентов смогут смотреть на проблемы по-новому. Может быть, они почувствуют в себе больше сил, чтобы в реальной жизни начать делать что-то свое. В более далекой перспективе (в общем масштабе) такие игры нужно включать в учебные планы. Студенты начинают решать проблемы, пусть и игровые, но так они приходят к новым идеям. Это единственный путь к творчеству и инновациям, к созданию новых бизнесов, новой экономики.

5 октября в рамках проведения Межуниверситетского диалога в Доме ученых прошла Конференция TED. Стыдно признаться, но до начала конференции я ничего не слышала о самом формате встреч TED: 18-минутные выступления известных людей на заданную тему, которые потом становятся доступными для просмотра на TED.com. Среди спикеров TED были Билл Гейтс, Эл Гор, бывший президент США Билл Клинтон. Томск стал третьим TEDовским городом России. Наши организаторы вынесли на обсуждение очень общую тему: "What we need?" ("Что нам нужно?"). Зато у докладчиков появилась возможность поразмышлять очень широко. Профессор университета Рицумейкан Виктор Крысанов говорил о креативности в инновационном обществе (откуда берутся новые идеи, как они распространяются в современном мире), профессор Фрэнк Риналдо, (тоже представитель университета Рицумейкан) выделил тему развития новых трендов в мире инноваций. Поразил рассказ Ирины Романовой (в прошлом - успешной бизнес-леди), которая решила создать Благотворительный фонд "Право на детство", чтобы помочь ребятишкам, оставшимся без родителей.

Нелли Кречетова, уполномоченный представитель по правам человека в Томской области, рассказала о том, с какими проблемами жители нашего города чаще всего обращаются к ней.

Особую нотку в разговор внесли Наталья Карагодина и Илья Соловьёв, участники группы ChicosCheKaSo, Jazz-band, ТУСУР, они "поговорили" с участниками TED на языке музыки.

Передать настрой, дух конференции TED на бумаге очень сложно: самое важное остается за рамками выступлений, когда собравшиеся в неформальной обстановке обсуждают услышанное, дают свою оценку, высказывают собственные мысли.

Межуниверситетский технологический диалог завершил круглый стол, который прошел 7 октября. Его участники обсудили пути создания предпринимательского университета. Дискуссия состоялась в рамках обсуждения миссии ТУСУРа как предпринимательского университета.

Модератор круглого стола - начальник отдела международного сотрудничества Геннадий Кобзев предложил ответить всем на три вопроса: что такое предпринимательский университет, что подталкивает университет становиться предпринимательским и с кем и как необходимо строить взаимодействие, чтобы университет стал предпринимательским?

Начальник департамента международных и региональных связей администрации Томской области Алексей Стуканов отметил, что одна из основных проблем современных университетов в России - отсутствие механизмов коммерциализации идей. При этом администрация области ожидает, что коммерциализация инноваций позволит повысить качество жизни людей в регионе.

Заместитель декана ФИТ ТУСУРа Ирина Павлова отметила в своём выступлении, что многие университеты представляют собой "башню из слоновой кости", для которой научные исследования являются ценностью сами по себе. Предпринимательский университет отличается тем, что идеи и результаты исследований находят своё воплощение в продуктах.

Александр Уваров, проректор по инновационной деятельности и международному развитию ТУСУРа, заметил, что у ведущих мировых университетов один из основных источников доходов - это доходы от исследований и разработок, поэтому важная характеристика предпринимательского университета - большой бюджет, направленный на эти цели. "ТУСУР следует идее создания тройной спирали - модели взаимодействия университетов, бизнеса и власти в целях инновационного развития. В этой ситуации идея предпринимательского университета является критически важной", - отметил Александр Уваров.

Декан факультета The Parsons New School of Design Томас Вернер уверен, что предприниматели - это те, кто выходят за границы обычного мышления. Чтобы университету стать предпринимательским, в программах подготовки студентов должны появиться форматы, которые позволят студентам "начать думать по-другому".

"Самое главное для обсуждения предпринимательского университета - учитывать глобальный контекст", - утверждает профессор университета Рицумейкан Виктор Крысанов. По его словам, университет, становясь предпринимательским, должен становиться мультикультурным и международным, иметь высокий уровень интернационализации образования. "И первое, чему необходимо обучать, - технологические специальности, а уже потом менеджмент", - считает профессор.

Руководитель Центра корпоративного развития Института инноватикиТУСУРа Лиана Кобзева представила результаты исследования по готовности академического сообщества по готовности принятия предпринимательской миссии университета, проведённого в рамках проекта "Разработка технического задания на развитие корпоративной культуры ТУСУРа". Результатом исследования стало выделение четырёх приоритетов, которые, по мнению академического сообщества, обеспечат переход ТУСУРа к модели предпринимательского университета: развитие предпринимательской культуры деятельности, обеспечение преемственности научных и инженерных школ, усиление позиционирования в сети Интернет, формирование культуры карьерного развития.

По итогам четырех дней Межуниверситетского технологического диалога было решено создать лист рекомендаций для улучшения партнёрства и дальнейшего развития технологического диалога между его участниками. Но главное, конечно, в документ не поместишь: новые контакты, новые идеи, новые планы...

Оксана Коновалова