Шелупанов Александр АлександровичВсе-таки интересная это штука - интервью. Пришла я к Александру Александровичу Шелупанову, проректору по научной работе ТУСУРа, с целью определенной: выслушать его комментарий относительно победы ТУСУРа в конкурсе программ развития инновационной инфраструктуры (по ее итогам вуз получит от государства 90 миллионов рублей), а получилось так, что эта тема стала лишь частью беседы о проблемах перехода вузов на двухуровневую подготовку, о появлении нового вектора развития университета и, как следствие, последующих новшествах в инфраструктуре.

Как говорится, следите за мыслью...

- Правительством нашей страны год назад было принято несколько очень важных постановлений: Постановление №218 касается организации взаимодействия промышленных предприятий с вузами, образовательными учреждениями и направлено на развитие кооперации в области науки и образования; 219-е Постановление нацелено на развитие научной и инновационной инфраструктуры университетов, а 220-е ставит задачу привлечения в российские вузы ведущих ученых мирового уровня. По всем этим постановлениям министерством образования и науки РФ были проведены конкурсы. В них участвовало большое количество российских вузов и предприятий (например, по 218-му постановлению - более 800 компаний), но лишь небольшая часть (99 контрактов - примерно 18 миллиардов в год) - и ТУСУР в их числе - стали победителями. И сейчас, как вы знаете, наш вуз выполняет три очень крупных проекта с консолидированным бюджетом более миллиарда рублей совместно со своими промышленными партнерами: ОАО НПФ "Микран", ОАО НИИ Полупроводниковых приборов, НПО "Информационные спутниковые системы им. Ак. М.Ф. Решетева". Для нас эти проекты важны тем, что в них задействовано большое количество сотрудников, студентов старших курсов, аспирантов. Когда мы делали отчет в прошлом году, с удивлением обнаружили, что более 70 процентов всей заработной платы по этим проектам было выплачено сотрудникам моложе 35 лет. С одной стороны для нас это стало полной неожиданностью, а с другой - это приятный и обнадеживающий факт.

Что касается Постановления №219... ТУСУР уже участвовал в конкурсе в 2010 году. И неудачно... В первый раз мы проиграли. Летом этого года была объявлена вторая очередь конкурса. Мы полностью изменили концепцию заявки, усилили ее конкретными результатами взаимодействия с нашими промышленными партнерами и предложили программу "Развитие объектов инновационной инфраструктуры ТУСУРа, включая технологический бизнес-инкубатор, обеспечивающих укрепление кооперации университета с промышленными предприятиями в создании высокотехнологичных производств и целевой подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и технологии РФ". И мы вошли в число победителей. Всего было отобрано 22 программы развития университетов, и мне очень приятно, что в списке победителей ТУСУР стоит на первом месте. С одной стороны, это признание успехов нашего университета, а с другой - определенный аванс: ТУСУРу верят.

- На что пойдут 90 миллионов, полученные по итогам конкурса?

- На развитие инфраструктуры научных исследований, инновационной инфраструктуры. Средства будут направлены как на создание новых подразделений в ТУСУРе, так и на приобретение дорогостоящего современного оборудования для некоторых наших успешных и новых НИИ и лабораторий: НИИ космических технологий, НИИ светодиодных технологий, Научно-образовательного центра "Нанотехнологии".

Мы понимаем, что перед ТУСУРом стоит важная задача - запуск Технологического бизнес-инкубатора, туда тоже будут направлены средства - как на обустройство, так и на приобретение самого современного оборудования.

В рамках выполнения проекта по Постановлению Правительства №219 мы не забудем и о взаимодействии с теми малыми предприятиями, которые были созданы в ТУСУРе по федеральному закону 217 (а их на сегодня в нашем вузе - более 20). Эти предприятия учреждены нашими сотрудниками, их соучредителем является университет. Что дает такая форма сотрудничества ТУСУРу? Толчок в создании пояса наукоемких предприятий, основанных силами наших самых активных и инициативных сотрудников.

Вот такие задачи стоят перед нами на ближайшие два года. Мы очень хорошо понимаем, что бюджетные деньги - очень трудные деньги. Еженедельная отчетность и строгая дисциплина расходования финансовых средств. Но, слава богу, в университете еще со времен исполнения инновационной образовательной программы в рамках нацпроекта "Образование" (2006-2007гг.) накоплен достаточно большой опыт. Уверен, что и этот проект мы успешно реализуем. Я думаю, что ТУСУР просто обречен на успех.

- Я знаю, что Вы недавно вернулись с Международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов, проходившей в Нижнем Тагиле. Значит ли это, что ТУСУР планирует вновь активно заняться заказами для "оборонки"?

- Для начала немного информации: Нижний Тагил - это флагман российского танкового машиностроения. Уже 8 лет подряд в городе проходят масштабные выставки, демонстрирующие различные виды вооружения.

В этом году представители 20 стран мира собрались, чтобы оценить возможности российского оружия. Причем не только на стендах, но и в деле. На полигоне нас ожидала демонстрация чудес танкового вооружения, а также его взаимодействия с разными видами войск: снайперы стреляли, самолеты летали, ракеты цели поражали. Всего было продемонстрировано порядка 100 видов вооружений, в том числе и модернизированный танк Т-90С. Принимать его приезжал премьер-министр России Владимир Путин. Кстати, в своем выступлении он особенно отметил вузовскую науку.

Конечно, возможности единственного в мире "летающего танка" поражают: весит более 46 тонн, скорость 60 километров в час, производит выстрелы в "полете" по цели. Но если задуматься, вся его технологическая "начинка" (тепловизионные, зенитно-артиллерийские системы, аппаратура слежения, наведения) может создаваться учеными ТУСУРа. Чтобы поймать цель, нужен оптический мониторинг, чтобы танк смог двигаться и ночью - системы, работающие в условиях плохой видимости. Это научные проблемы ученых наших НИИ и факультетов. Сейчас перед ТУСУРом стоит важная цель: с нашими научными и опытно-конструкторскими разработками войти в систему государственного оборонного заказа. Ведь эти работы всегда были и до сих пор остаются "фирменным стилем", "визитной карточкой" ТУСУРа.

Многие идеи ученых университета остались либо не доведены до финала, либо пребывают в стадии опытной разработки или требуют модернизации. Перед Новым годом мы подали 56 заявок для участия в проектах Гособоронзаказа. Об итогах пока говорить рано, но отмечу, что в Нижнем Тагиле мы участвовали в заседании совещания "Вклад вузов в инновационное развитие ОПК: текущее состояние и перспективы развития" с участием Минобороны, Рособоронпрома, Минобрнауки Российской Федерации. На этом совещании мне предоставили возможность сделать доклад "Подготовка кадров для оборонного комплекса России", в рамках которого я отметил, что ТУСУР занимает лидирующие позиции не только по подготовке кадров, но и по проведению НИОКР, в том числе для нужд обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

- Наверное, об "оборонке" в ТУСУРе "вспомнили" не вдруг: понятно, что вектор университета переходит от "зарабатывания" на образовательных услугах к поиску крупных научных заказов?

- Конечно! О ней мы никогда и не забывали. Демографическая ситуация в стране крайне неблагоприятная: по сравнению с прошлым годом мы не добрали внебюджетных студентов; скорее всего, эта ситуация будет продолжаться. А переход на двухуровневую систему обучения ее только усугубит. В ТУСУРе из 62 специальностей только на нескольких оставлен специалитет, остальные студенты будут выпускать бакалавров и лишь часть из них - магистров. Понятно, что это большой шок для преподавательского состава, для самих студентов. Но дело даже не в этом: низка востребованность бакалавров. Экономика страны пока, на мой взгляд, не очень готова воспринимать такого рода специалистов. У нас в России была замечательная система образования: по сути бакалавров готовили в техникумах. Теперь этот уровень перенесли в университеты. Правильно ли это?

Вузам предстоит решить еще одну непростую задачу - перейти на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это сложная задача, и оценить свои потери от ее выполнения мы сможем уже скоро, буквально через два-три года, когда нынешним первокурсникам начнем читать специальные дисциплины по новым учебным планам. На выходе мы получим безликого бакалавра.

... Конечно, все эти моменты негативно сказываются на финансовых возможностях нашей образовательной части. Один из выходов: не снижая усилий в образовательной компоненте, следует усилить работы в научной деятельности. Это значит, что необходимо развивать научно-исследовательскую инфраструктуру вуза. Не секрет, что наука от эпохи одиночек перешла к эпохе коллективов. Все знают, кто придумал закон Ома, а кто придумал нанотехнологии? Большой коллектив ученых, лишь часть из которых занималась теоретическими исследованиями, очень многие были задействованы в комплексе работ, связанных с экспериментами. Чтобы проводить экспериментальные исследования, нужны хорошие современные измерительные комплексы, поэтому на оборудование сегодня мы тратим десятки миллионов. Только так можно получать крупные государственные и частные заказы, участвовать в конкурсах и быть чуточку выше того уровня, что есть в стране. Это значит, что своей задачей мы ставим укрепление экспериментальной базы, покупку уникального измерительного оборудования и комплексов. Это одно из условий достижения высокого уровня конкурентоспособности в научной среде. На выполнение этой цели пойдет значительная часть из тех 90 миллионов, которые ТУСУР получит от государства на развитие инфраструктуры в рамках Постановления №219.

Важнейшая задача российской современности - это подготовка высококвалифицированных кадров. Где же им взяться как ни в современном вузе, ведущем крупные комплексные проекты, НИРы и НИОКРы? Ведь именно здесь студенты и аспиранты должны приобретать навыки работы на современном оборудовании, почувствовать вкус научных исследований. Правительство страны понимает сложность ситуации и принимает усилия, чтобы изменить сложившиеся реалии. Например, заместитель министра Минобрнауки РФ Алексей Пономарев считает: "Объективно существующая ситуация с состоянием отраслевой науки заставляет переносить прикладные исследования в университеты, пытаясь создавать на их базе научно-образовательные центры. Это нелегкое решение, учитывая, что потенциал вузов пока невелик. По статистике, в последние годы в вузах было сосредоточено не более 3-4% от всех исследовательских работ. Однако на настоящий момент альтернативы у нас нет: ни корпоративные научные центры, ни сохранившиеся отраслевые НИИ, ни инжиниринговые компании не способны в полной мере брать на себя создание технологических заделов, выполнять прогностические функции, наконец, объединять исследования и образовательный цикл, без чего невозможна успешная работа на переднем крае науки и техники. При этом на роль серьезных инженерных и научно-исследовательских университетов могут претендовать сегодня 60-80 вузов по стране".

Поэтому перед нами стоит очень важная задача - стать "серьезным" вузом. И это, к счастью, отлично понимают как руководство, так и сотрудники ТУСУРа. Но понимать мало. Нужна системная работа.

Интервью: Оксана Коновалова