Интервью Генерального директора ЗАО "НПФ "Микран" Виктора Яковлевича Гюнтера для XIV инновационного форума.

Тема Томского инновационного форума в этом году, как Вы знаете, "Инновационная Россия-2020: Как запустить экономику знаний?". В основе программы форума - Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Знакомы ли Вы с этим документом и как Вам кажется, насколько актуальна тема форума?

С документом не знаком, но выходит масса литературы по этому поводу. Мы варимся в этом "котле", сами очень заинтересованы в том, чтобы экономика знаний была запущена, предпринимаем какие-то шаги, выработали для себя алгоритм действий. Несмотря на то, что мы размещены в ТУСУРе и принципиально отсюда не уходим, испытываем страшный голод в квалифицированных специалистах. Процесс это длительный и сложный. То, что сейчас делается в образовании - проектное обучение, связь компаний и кафедр, имеет пока слишком слабые результаты. Здесь есть проблема - произошел разрыв поколений, кафедры постарели, новое поколение преподавателей еще слабое. Мало людей, вокруг которых образовывались бы соответствующие группы студентов. На это накладывается и демографическая ситуация - когда мы не имеем "материала", наполнение школы очень слабое и, соответственно, низкая конкуренция.

Сотрудники вашей компании работают со студентами, ведут занятия?

Наиболее тесные отношения установились у "Микрана" с радиотехническим факультетом. Эти отношения являются продолжением тесного сотрудничества кафедры РТФ по научно-исследовательским работам. НПФ "Микран" в блоке с НИИ систем электросвязи при ТУСУРе представляет собой уникальный учебно-образовательный и научно-производственный комплекс, который динамично развивает производство в области разработки и выпуска телекоммуникационной аппаратуры и СВЧ-электроники, а также перспективной СВЧ аппаратуры для радиолокации.

В качестве подтверждения приведу пример взаимодействия нашей фирмы с кафедрой средств радиосвязи (СРС). К первой, "родственной" составляющей можно отнести помощь в издании учебного пособия для студентов радиотехнических специальностей заведующего кафедрой Мелихова СВ. "Аналоговое и цифровое радиовещание". Предложенное современное пособие было хорошо написано (и по существу, и по качеству изложения) и способствовало подготовке современных специалистов, часть из которых в будущем пошла работать в НПФ "Микран".

Ко второй оставляющей относится партнерство по совместной реализации группового проектного обучения (ГПО) студентов. Для этого специалистами НПФ "Микран" формулируются требования к начальной теоретической подготовке студентов, гарантируется кадровое, материальное, техническое и финансовое обеспечение практической работы студентов. Кафедрой СРС определяется состав дисциплин начальной теоретической подготовки в соответствии с потребностями фирмы, подбираются квалифицированные кадры для ее обеспечения, контролируется проведение теоретической и практической подготовки студентов.

При этом дополнительные работы сотрудников РТФ оплачиваются, например, лекции для участников ГПО. Тесное взаимодействие ведет и к изменению содержания научно-методических разработок кафедры СРС в плане приближения их к практическим потребностям фирмы. Примером тому могут служить необходимые для "Микрана" работы профессора Колесова И.А. и студентов под его руководством по связи допусков на режимы работы транзисторов.

Департамент информационно-измерительных систем НПФ "Микран" тесно сотрудничает с кафедрой СВЧ ТУСУРа в направлении "разработка элементов коаксиального и волноводного трактов" и с кафедрой РЗИ в направлении "создание оптоэлектронных генераторов".

Такой подход к партнерству вуза с предприятием, с одной стороны, позволяет стимулировать интерес и интенсивность работы студентов по освоению избранной специальности, с другой - решать задачу подготовки квалифицированных инженеров-разработчиков. Учеба в ТУСУРе - хорошая школа. Но надо четко понимать, что глубокий уровень теоретической подготовки дается далеко не всем, а инженерный практикум в такой области, как современная радиоэлектроника, требует больших постоянных вложений.

Как Вы строите взаимодействие с другими компаниями и региональной властью?

С областной властью у нас исторически сложились очень хорошие отношения. Я лично восхищен властью в лице Оксаны Витальевны Козловской. Можно назвать еще несколько достойных людей, которые искренне хотят изменений, и глубоко понимают, что нужно делать. У нас в Томске, я бы сказал, в этом плане складывается очень хорошая атмосфера. Вот, например, сам форум, как таковой, мне не нужен. Он нужен только для того, чтобы привлекать молодежь, чтобы был PR инновационной деятельности, создавалась атмосфера, которая бы их привлекала. Поэтому мы поддерживаем в этом власть и понимаем, что это нужно делать. Но нам это не нужно, потому что мы "раскрученные", работаем не с томскими компаниями, не с томской кооперацией, не с томским рынком, мы почти ничего в Томске не продаем.

Вы, наверное, слышали понятие "газели", которое ввел в 80-е годы американский экономист Дэвид Берч, обозначая динамичные быстрорастущие компании. По его исследованию 4% таких компаний дают 70% рабочих мест. В журнале "Эксперт" за апрель опубликовано исследование российского рынка, приведены удивительные результаты. Оказывается, таких предприятий, если их считать по тем же принципам, в России. 8−12%. Великолепная статья, очень оптимистичная. Выяснилось, что эти предприятия как раз являются центром, некоторой кристаллизацией, я могу это подтвердить по собственному опыту. По мере развития этих предприятий, они захватывают вокруг себя все больше других компаний, которые начинают точно также работать, модернизироваться, менять оборудование, процессы, продукты. Например, если нам не хватает собственных мощностей, мы приходим на какое-то предприятие, которое работает по старой логистике, нормам, схемам. Мы говорим, что так не подойдет: продукция должна стоить столько-то и отвечать таким-то требованиям.

Как сегодня меняется сама инженерная деятельность и требования к инженеру?

Что сегодня есть инженер-радиоэлектроник? Он, во многом, и программист и микроэлектроник, одновременно он является и алгоритмистом, разрабатывающим сложные математические алгоритмы, которые потом "вкладываются" в изделие. Фундаментальность, которую "выбросили" во многом за счет ЕГЭ, должна обязательно присутствовать. Звание инженера необходимо вернуть и возвеличить. Ведь, что сделали: сказали, что нам не нужны инженеры, нужны маркетологи, юристы и т.д. Это необходимо изменить. Но сделать этот очень сложно, поскольку имеем дело с длинной цепочкой, которая начинается со школы. То есть обучать и мотивировать надо со школы, обязательно прививать, что инженерный процесс - это стоящее дело. Я, например, помню те времена, когда у нас был космос, Гагарин, военное дело, было, куда стремиться. А сейчас этого нет.

Какие этапы в жизни и деятельности вашей компании Вы могли бы выделить?

Я бы сказал, что у нас таких этапов не было. Хотя в начале нас было 8 человек, мы понимали, что все, что мы разработаем - будем производить. В нашей области делать ставку только на разработку невозможно, необходимо разработку довести до образца, потом до серийного образца и зарабатывать только на продукции. Другое дело, что создать продуктовую инфраструктуру очень сложно. Но мы ее создали и продолжаем создавать.

Какие сегодня требования инновационный рынок предъявляет к его участникам?

Компетентность, порядочность, активность. Это, конечно, общие слова. Если Вы не будете работать на рубеже последних достижений, то завтра вылетите с рынка. В нашей области, если мы не будем держаться мировых ориентиров, то автоматически выбываем через несколько лет. Поэтому мы все время должны обновлять продукцию.

Как выстроено управление исследованиями и разработками в Вашей компании?

С одной стороны, это искусство. Но с другой стороны, у нас такая структура и взаимодействие между департаментами, что в рамках нашей радиоэлектроники имеем несколько мощных направлений, которые связаны друг с другом, но, тем не менее, являются разными. Каждый руководитель такого департамента, это, прежде всего, личность, которая понимает свои задачи, отслеживает мировые тренды, знает, что ему нужно, для того, чтобы этот тренд выполнить.

Люди, которые возглавляют сейчас эти департаменты, они с Вами с момента основания компании?

Да, я их вырастил, поставил на ноги. Это люди, которые выросли в компании, но это не значит, что так надо, могут быть и другие варианты. Хотя, у нас есть и плохие примеры, когда мы на хорошие должности пытались взять людей из рекрутских компаний. Мы хотели создавать серьезный департамент логистики, подразумевая под этим не логистику производства, а логистику закупок, поставок оборудования, работы с зарубежными фирмами. К нам пришел блестяще подготовленный специалист, но он на год "вышиб" компанию своим формалистским подходом, мы очень пострадали финансово.

Человек должен вписываться в команду, уважать других сотрудников. Команда единомышленников - основа компании. Команда не создается из "разноликих" людей, чтобы ее собрать, нужно время.

До 80% наукоемкой продукции в Томской области создается выпускниками ТУСУР, как Вам кажется, за счет чего это получается?

Считаю, что это еще отголоски. У нас было очень сильное движение строительных отрядов. Например, в городе Стрежевой в 1966 году я сделал памятник "Отсюда начинался Нефтеград". Для этого были отобраны 10 человек из 600 студентов. Памятник до сих пор там стоит. Командир нашего отряда впоследствии стал Мэром города Стрежевой. В результате этих студенческих движений 60-70 годов сложилась целая когорта людей, которые прошли через студенческие отряды, преодолевали трудности. Это, во-первых, давало навыки хозяйственные, а, во-вторых, там складывались дружеские и командные отношения. Тебя бросали в какую-нибудь деревню, у тебя не было инструментов, организации, тебе нужно было выстраивать отношения с местными, приходилось "шустрить" всеми возможными способами. ТУСУР в этом деле преуспел. Сегодня поколение успешных не совсем молодых, уже прошедших определенный путь людей, если внимательно присмотреться, окажется, что они прошли через студенческие отряды.

По материалам сайта http://innovus.biz