1982 год, школа, Колпашево, золотая медаль и... мечта строить самолеты. Теперь Михаил Иванович Родионов, ныне - президент управляющей компании "Юнион Групп", не жалеет о том, что она не осуществилась. Выбор профессии - первый по-настоящему взрослый шаг, и часто он совершается не без сомнений.

- Мне повезло, - улыбается Михаил Иванович, - в общежитии в Волгограде, куда я поехал поступать (первый самостоятельный поступок!), меня поселили в комнату к студентам, которые что-то не сдали в сессию. Когда увидел эти кульманы, чертежи... Я понял, что к моему характеру все это не имеет никакого отношения. Что делать? Пытался дозвониться домой - переговоры срываются. В конце концов, нужно принимать какое-то решение. А тогда, как, наверное, и сейчас школьники участвовали во всевозможных олимпиадах, и университеты отслеживали самых сильных. У меня уже лежало приглашение на экономический факультет ТГУ. Кто такой экономист, я тоже смутно представлял, но решил - вернусь в Томск, там столько вузов, куда-нибудь точно поступлю. Приезжаю, прихожу в приемную комиссию ТГУ, и мне там так не понравилось... В политех идти совсем не хотелось - моя старшая сестра в ту пору там училась. А, надо сказать, радиофизика и радиоэлектроника мне всегда были интересны. В школе я постоянно что-то паял, собирал. Пошел в ТИАСУР. И в приемной комиссии меня в две секунды "уболтали" пойти на "двойки". Я сдал экзамены и стал студентом РТФ.

С первых же дней учебы стало ясно, что мой школьный уровень подготовки по математике для ТИАСУРа недостаточен. Наш преподаватель по "вышке" Геннадий Наумович Глазов - совершенно замечательный человек. Как я понял уже позже, из группы он выделял людей, которые были ему интересны, и начинал их тренировать - "готовить к жизни". За полтора года я так узнал высшую математику...

Но, в общем-то, учеба давалась легко. Жил в общежитии № 6 на Южной. Заходил туда несколько лет назад - в принципе, все то же самое.

После второго курса все собирались в стройотряды. Я парень по сути деревенский, гвоздь всегда вбить умел, и топором все лето махать вообще никакого желания не имел, поэтому решил, что лучше заниматься своей профессией и совершенствоваться именно в ней. Поэтому я, Серега Кунтиков (сегодня Сергей Иванович заместитель генерального директора по экономике Томского проектно-изыскательского института транспортного строительства ОАО "Томгипротранс"), Боря Копилевич (сейчас президент фирмы "EMEX" - автозапчасти для иномарок), и Валера Нестеров (Валерий Владимирович - начальник участка №3 филиала РТРС Томской области) - устроились на полигон кафедры РТС на Сахалине. Потом уже выяснилось, что денег мы получили не меньше тех, кто поехал в стройотряды. При этом мы многое увидели, многое узнали, нам пришлось принимать самостоятельные решения. Приехали - первое задание: РЛС (радиорелейная станция) должна работать, запускайте дизель-генератор. Запустили. Или вот еще. Михаил Владимирович Крутиков (он и сейчас работает в лаборатории распространения волн) как-то говорит: "Буду проверять вашу социалистическую предприимчивость". Выдал нам столько-то горячительного напитка и отправил за сто километров на танковый ремонтный завод - траки (это такая деталь в гусенице тягача легкой РЛС) добывать. Ну что - поехали, половину сэкономили (смеется). Это был мой первый предпринимательский опыт.

На третьем курсе я уже сам пришел в лабораторию РРВ, там и "прижился". Окончил обучение в 1988 году, остался на кафедре РТС. К этому моменту у меня были публикации, патент на изобретение. Не то чтобы я что-то "серьезное" изобрел. Просто передо мной поставили задачу, я данные систематизировал, в результате был выявлен определенный эффект.

- Почему же ушли из института? Перестройка?

- Да, кушать, конечно, хотелось. Но не в этом, вернее, не только в этом дело. В 1989 году я отправился в рейс на "Академик Ширшов" - кафедра РТС тогда арендовала суда, у нас там была своя лаборатория. 108 суток. Индийский океан, Сейшельские острова, мы два раза заходили в Сингапур. Из этой поездки я привез ощущение другого мира. Я жил в одном, а, оказывается, есть и другой. Там люди улыбаются, радуются простым вещам. А мы пусть не оружие разрабатываем, но все равно на "военку" работаем. Я решил изменить свою жизнь, не хотелось содействовать делу, угрожающему всем этим красотам.

Вернулся в Томск и "вышел на улицу". Торговал компьютерами, автомобилями - много чем. 90-е благополучно прошли. Однажды Алексей Ванюнин (сегодня - генеральный директор Томского проектно-изыскательского института транспортного строительства ОАО "Томгипротранс") и Андрей Гердт (директор по экономике и финансам ООО "Юнион Групп") - они чуть раньше меня окончили ТИАСУР - предложили работать с "Томгипротрансом". Сегодня в ОАО "Томгипротранс" входит в состав "Юнион Групп", а это 350 высококвалифицированных проектировщиков, мы проектируем новые дороги - железные и автомобильные. Круг наших заказчиков очертить трудно, из крупных - РЖД, Роснефть...

Наш последний титул (то есть проект) - проектирование новой дороги Кызыл - Курагино. Территория от Минусинска до Тывы, дорога с мостами, тоннелями. Она пойдет через горы, перевалы - всего 420 километров. Сейчас проект прошел экспертизу, мы его уже сдали. Трасса "Томск-аэропорт" - тоже наша работа, развязку на Клюева наши специалисты создавали.

Вокруг выросли разные другие бизнесы - не все удачные. Но в их основе главное - продажа интеллектуальной собственности. И это как раз то, чему нас учили в ТУСУРе - создавать и продвигать что-то новое. Важно умение посмотреть на картинку в целом, осознать ее, увидеть детали. И я теперь прекрасно понимаю, что те подходы изучения нового, тот взгляд на мир, который мы получили в юности - просто неоценимы.