Когда начинаешь писать об этой тусуровской династии, так и тянет поиграть в "символичность". Дело в том, что все в этой семье - и отец, и мать, и сын - участвовали в создании и "продвижении" электронного репетитора "Символ".

Идея этого устройства возникла еще в 80-е и даже тогда потрясала своей кажущейся простотой: ученик, решив задачу из прилагаемого учебника, вводит специальный код, а затем - ответ. Ответил правильно - загорелась зеленая лампочка, ошибся - получай красную. Моментальный самоконтроль - вот за что любят "Символ" учителя и их ученики. Даже приход эры компьютеров не "погасил" актуальность этого устройства, наоборот, в последнее время оно захватило не только Томскую область, но и Казахстан, Татарстан, а в настоящее время ведутся переговоры о внедрении "Символа" на всей территории России.

Но вернемся к личностям и начнем с Шевелева-старшего, узнаем, как решил он в ТУСУР поступать.

- (Юрий Павлович) Поступил я на РТФ ТПИ в 1959 году, когда еще ТУСУРа не было. В 62-м нас перевели в образовавшийся ТИРиЭТ. С тех пор я здесь и никогда не сожалел о том, что окончил именно ТИРиЭТ, а не ТПИ или какой-либо другой вуз. Жили мы в советское время, все было регламентировано и упорядочено.

- (Людмила Павловна) Все жили примерно одинаково, каждый уважал ту среду, в которой находился, и выполнял все требования, что к нему предъявлялись.

- Вы с женой познакомились во время учебы?

- (Ю.П.) На подготовительных курсах по немецкому языку.

- (Л.П.) Когда готовились к кандидатским экзаменам в аспирантуру. Я его сразу заметила. А потом уже отношения начали развиваться.

- Служебный роман?

- (Л.П.) Нет, мы и работали в разных корпусах...

- Ваш сын тоже на РТФ поступал?

- (Ю.П.) Он поступил на ту специальность, куда я промахнулся. Я подал документы на "электронные приборы", думая, что там буду заниматься тем, чему учат на "промышленной электронике". Когда разобрался, решил не переводиться, так как всегда можно переквалифицироваться. А Миша сразу сориентирован был.

- И с какого же возраста?

- (Михаил Юрьевич) С младенчества (смеется). Наверное, лет с четырех, когда впервые пришел к отцу на работу в корпус РК. Увидел приборы-лампочки и тут же сказал: "Как у вас богато". Имел в виду - красиво.

- (Ю.П.) "Технарскую" склонность сына я заметил рано. Она есть, похоже, и у моих внуков, сыновей Миши, особенно у старшего: все каких-то роботов конструирует из LEGO.

- Значит, династия будет разрастаться?

- (Ю.П.) Это было бы замечательно.

- Михаил Юрьевич, а поступать в ТУСУР носителю фамилии "Шевелев" было проще?

- (М.Ю.) Я поступал на общих основаниях. Работы абитуриентов закодированы - никаких фамилий. Я год ходил на подготовительные курсы, высший балл набрал. Единственное, на первом курсе преподаватель подошла: "Юрьевич? Понятно". Фамилия и не мешала, и не помогала. Были преподаватели, которые снисходительно относились к детям сотрудников, были и такие, что придирались чаще.

- (Ю.П.) Ни о каких "родственных поползновениях" не было и речи. Я в группе у Миши ничего не вел и в его учебной жизни никак не проявлялся. Лишь начиная со второго курса, когда он начал проявлять серьезный интерес к моей научной работе, мы часто обсуждали проблемы автоматизации обучения.

- Вы работали на одной кафедре?

- (М.Ю.) Нет, общей у нас была только научная тема - система "Символ". После окончания ТУСУРа я поступил в аспирантуру и досрочно на год защитил кандидатскую диссертацию по тематике "Символа". Сразу после защиты Анатолий Васильевич Кобзев предложил мне стать начальником СКБ "Импульс". Я согласился и в этой должности проработал до сентября 2008 года - ушел на Томский завод измерительной аппаратуры, на предприятие, которое занимается выпуском "Символов".

- Так у вас получается "семейный подряд"?

- (М.Ю.) Скорее - семейная идея. Мама тоже принимала участие в создании "Символа" - больше методическими разработками, хотя она работала на кафедре радиоприемных и усилительных устройств. В свое время это была единственная кафедра за Уралом, имеющая лабораторию пикосекундных усилителей, и мама работала там инженером.

Идея "Символа" вышла за рамки научной темы, воплотилась на коммерческой основе. Появился человек, который разобрался в ее сути и решил вложить свои деньги. На базе Томского завода измерительной аппаратуры мы создали прибор с нуля, прошли все стадии: от разработки пресс-формы до изготовления печатных плат. Я участвовал в проектировании уже трех поколений "Символов". Сегодня 13 тысяч наших устройств работают в школах России и Казахстана.

- Что обычно говорят вам учителя, начиная работать в классах с "Символом"?

- (М.Ю.) Наш прибор не облегчает труд ни учителя, ни ученика, он повышает отдачу их труда. Как сказал депутат Госдумы Александр Карелин, когда мы ему показывали "Символ": "Насколько я понял, эта штука позволяет ученику стать активным участником учебного процесса". Он сразу понял, в чем дело. Есть учителя, которые с начала 90-х работают с "Символом" и не хотят его бросать.

Работа над "Символом" ведется почти 30 лет. За это время было получено несколько патентов и авторских свидетельств, на их основе разработаны десятки устройств и проведены многочисленные эксперименты в школах, вузах и дошкольных учреждениях. Но впереди работы так много, что ее с избытком хватит всем будущим поколениям династии "символистов".