Сестра и брат сегодня с улыбкой вспоминают, что в детстве у них кроме "нормальных" игрушек были и особенные - радиодетали, батарейки, моторчики, механические и электрические конструкторы. Но не считают, что отец специально им "подсовывал" их для технарского развития - так получилось…

- (Леонид Юрьевич) Раздумий на тему: кто я - технарь или гуманитарий - вообще никогда не было.

- (Татьяна Юрьевна) С раннего детства мы с Леонидом наблюдали за работой отца, много приходилось общаться с его коллегами, мы видели, какие это все образованные, интересные, увлеченные своим делом люди, естественно, что хотелось видеть и себя в их рядах.

- И какой факультет в ТУСУРе привлек внимание?

- (Т.Ю.) Традиционно самым популярным для девушек был ФСУ, хотя вопреки этому в группе у нас было всего две девушки. Наверное, отпугивало загадочное название кафедры "Оптимальных и адаптивных систем управления", специальность "Автоматика и управление в технических системах".

- (Л.Ю.) Я поступил на факультет электронной техники - на "промышленную электронику".

- Вспоминаете начало учебы?

- (Л.Ю.) Первый курс был самым сложным - как у всех, наверное. Физика, математика - многие сдавали с 3-4-го раза.

- (Т.Ю.) Наша учеба началась, как ни странно это звучит для сегодняшних студентов, с работ на картофельных полях, в этом был и свой плюс - более близкое знакомство с группой. А дальше - студенческие будни! Вспоминается лекционный блок, который являлся пристройкой корпуса ФЭТ. Эти огромные, как нам тогда казалось, лекционные аудитории типа "амфитеатра", на меня, вчерашнюю школьницу, произвели впечатление чего-то грандиозного и академичного. Кстати, наш поток был последним из тех, кто еще успел поучиться в этом здании и поучаствовать в студенческих праздниках, которые проводились в просторных холлах "аудиторного блока", первым из которых был "Осенний бал". Учиться сложно было - это да. ТУСУР отличается от остальных вузов Томска тем, что здесь всегда было трудно учиться. Трудность заключалась еще и в том, что многие из нас тогда персональных компьютеров и в глаза не видели - самое начало 90-х. Пришлось учиться многому. Это и различные языки программирования и искусственного интеллекта, моделирование, методы оптимизации, экспертные системы, основы системного анализа и множество других дисциплин, из которых и складывалась основа нашей специальности.

- То есть, по сути, Вы поступили на специальность, которая менялась буквально на глазах?

- (Т.Ю.) Да, мы понимали, что это направление будет перспективным и востребованным, но на первых курсах, думаю, что мало кто из нас представлял, чем будет заниматься в будущем. А менялась не сама специальность, менялось, в соответствии с духом времени, техническое и алгоритмическое обеспечение обучения. В то время на кафедре появилась группа молодых, талантливых преподавателей, они не только дали нам много в плане образования и научной деятельности, но и показали пример успешных людей, в том числе и в бизнесе.

- Что из того, что вы изучали в вузе, пригодилось в работе прежде всего?

- (Л.Ю.) Я подался в связисты, работаю в "Сибирьтелекоме" начальником управления развития. Так что большинство предметов, что нам преподавали, в работе пригодились мало. Вот основы технические, что дал ТУСУР, очень помогли.

- Но руководство отделом управления развития, наверное, требует навыков стратегических…

- (Л.Ю.) Я начинал свою деятельность в ЦИС (Цифровые информационные сети) - прошел путь от инженера до технического директора. Поднимаясь по карьерной лестнице, используя привычку и возможность учиться, приобрел и стратегические навыки. Кроме того, сейчас получаю и второе образование в области административного управления (MBA).

- (Т.Ю.) После дипломирования осталась в университете, какое-то время проработала на кафедре АОИ, где как раз и пригодились непосредственно знания, полученные в вузе... В это же время участвовала в создании и наполнении электронной базы данных выпускников ТУСУРа. Затем работа в Школьном университете, где в большей степени пришлось мобилизовать умения постоянно учиться новому и широко применять системный подход к решению поставленных задач. В настоящее время, занимая должность заведующей аспирантуры, я думаю, что мне легче понимать молодых ученых, поскольку я прошла ту же хорошую школу - ТУСУР.

- Этот вопрос мы в этом "династийном" номере задаем всем - фамилия в учебе помогала или мешала?

- (Л.Ю.) Что заслужил, то и поставили - на фамилию особо никто не смотрел.

- (Т.Ю.) Конечно, многих своих преподавателей мы знали еще с детства, но относились они к нам, наоборот, с повышенными требованиями. Да и над нами "висел" груз ответственности, где-то даже приходилось больше, чем остальным, заниматься, чтобы не опозорить известную в вузе фамилию…

- Так что же в итоге дало вам тусуровское образование?

- (Т.Ю.) Любой вид жизнедеятельности требует системного подхода. Неважно, чем ты занимаешься, но базовые знания, способность изучать и осваивать новые направления деятельности, системный подход, всегда приведут к требуемому результату.

- Татьяна Юрьевна, в этом году у Вас 15-летний юбилей с момента окончания учебы...

- Хочется увидеть всех-всех. Правда, почти вся наша группа разъехалась по разным городам, будем надеяться, что, несмотря на кризис, многие смогут приехать в Томск.