Когда с момента выпуска студента из университета проходит пятьдесят лет - кажется, что это довольно много. Но когда за плечами шестьдесят лет после окончания вуза, да еще при этом за все это время человек в буквальном смысле жил в стенах родного университета и не расставался с ним ни на минуту – это впечатляет. И ты задумываешься: а такое возможно? Возможно. Евгения Васильевна Падусова в полном смысле «историческая» личность для нашего вуза, ведь для того, чтобы проработать столько лет в одном университете, нужно иметь не только крепкие нервы, но и дар преподавателя.

Евгения Васильевна родилась в 1926 году, и вся ее жизнь прошла под лозунгом и призывом - «Учиться, учиться и учиться!» И до сих пор она считает для России этот призыв самым главным. По окончании школы юная Женя решила поступать в университет… на химический факультет. Но проучившись полтора года на ХТФ, в январе 1946-го по институту пошел слух: на электрофизическом факультете создается новая специальность «радиотехника». И она решила перевестись на этот факультет. Причем ее выбор был вполне осознанным. Радио завораживало девушку буквально с детства, оно казалось ей таким же непонятным явлением, как, скажем, молния или гром. И когда появилась возможность понять его суть и посвятить его изучению всю жизнь - Женя не колебалась ни одной минуты. В 1949 году Евгения Васильевна в числе первых 11 человек окончила Томский политехнический институт, в 1953 году защитила кандидатскую диссертацию, до 1961 года работала в ТПИ на кафедре конструирования и технологии производства радиоаппаратуры, а с 1961 года и до настоящего времени – на кафедре сверхвысокочастотной и квантовой радиотехники ТУСУРа.

Еще в университетские годы Евгения Васильевна занималась самыми различными научными направлениями - от электродинамических систем заряженных частиц до гиперзвука, возбуждаемого на оптических волнах. И во всех этих областях у нее есть опубликованные работы в отечественной и зарубежной печати - их более сорока. Евгения Васильевна награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Но главным делом своей жизни Евгения Васильевна считает преподавательскую деятельность: «Что поделаешь, если я люблю преподавать, люблю студенческую молодежь, энергия которой , как мне кажется, продлевает мою собственную жизнь», - говорит она.

На мой вопрос, чем же отличаются студенты пятидесятых годов прошлого века от студентов сегодняшнего дня, Евгения Васильевна ответила следующим образом:

- Да по существу ничем. Это все та же галдящая, хохочущая, иногда настороженная («Ах, вот бы она запнулась!») озорная, молодая орава. А мне ее нужно сделать серьезной, работающей, понимающей. И если это удается - это успех! Если нет, то лучше заняться наукой! Мне кажется, что это мне удавалось почти всегда.

- Так неужели студенты пятидесятых ничем ни отличаются от современных?

-Если, конечно, копнуть глубже, то отличались. Прежде всего, побудительными причинами к образованию. У современного студента первым вопросом почти всегда является: «А сколько там платят»? Студент пятидесятых такой вопрос не задавал никогда. Главным был вопрос: «А интересная ли там работа?» Работа, как правило, интересной была везде (радиотехника), а платили везде мало. Отличались студенты и поведением, и внешним видом.

Студентка пятидесятых - лицо молодое, без следа макияжа, скромное платье, как у Гурченко (раньше все брали пример с нее), не курящая, не пьющая и не матерящаяся. По всей вероятности, пишет стихи, ходит в туристические походы. Современная студентка – девушка с точеными ножками, на высоченных шпильках, с фигурой и лицом топ-модели, с несоразмерным декольте и обнаженным до нельзя торсом. В ярко накрашенных губах сигарета. А уж речь! Молодые люди, чтобы выделиться из общей массы, тоже превращают себя в нечто комичное.

Однажды, зайдя в аудиторию, я увидела студента, сидящего в первом ряду, у которого черные волосы были выкрашены в крупный красный горох! Он сидел и с вызовом смотрел на меня и явно был разочарован, что я «не обратила на это внимания»! К концу семестра «горох» постепенно слинял. Другой ходил с несколькими десятками немытых и нечесаных косичек. Это была его главная «достопримечательность». Ну, а в целом хочу сказать, что очень жаль, что стало меньше ярких и талантливых студентов, что студентов становится вообще меньше за счет огромного отсева.

P.S: Часто слышишь, что преподавателем может работать каждый, а вот заниматься наукой – избранные. Но Евгения Васильевна придерживается противоположной точки зрения. Она считает, что профессия «преподаватель» предъявляет к научному работнику ряд особых требований, к числу которых, кроме досконального знания предмета, относится высокий профессионализм - близкий родственник таланта, широкая эрудиция, интеллигентность. Особые требования и в одежде преподавателя (он должен быть одет всегда по моде, причесан), и в речи (она должна быть лаконична, образна и грамотна). Евгения Васильевна старается соответствовать этим требованиям и очень серьезно относится к своей работе, старается передать студентам все то, что было накоплено с таким большим трудом.

Может быть, поэтому многие выпускники нашего вуза помнят ее. И при встречах с ней говорят: «Ваша жизнь прожита не зря…» И ей очень дороги эти слова.