Что дает диплом о высшем образовании человеку? Ответов на этот вопрос много, но, наверное, самый популярный из всех - возможность получить интересную и высокооплачиваемую работу. А насколько котируется среди работодателей диплом ТУСУРа, насколько удачно и легко находят себе «место» вчерашние студенты? Проще всего это выяснить с помощью опроса. Итоги исследования конкурентоспособности выпускников ТУСУРа мы вам в сжатой форме сейчас представим. Исследование проводилось летом 2006 года в рамках гранта РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд) силами ЛАПС (лаборатория автоматизированнныйх профориентационных систем) совместно с Ассоциацией выпускников ТУСУР.

В ходе исследования было разослано 1069 анкет, но только на 4 процента из них были получены ответы. Несмотря на достаточно низкий процент выборки, это исследование все же позволяет выявить некоторые особенности трудоустройства выпускников. Вопросы анкеты носили открытый характер, что позволило бывшим выпускникам высказать собственную, ненавязываемую исследователями, точку зрения. Далее ответы были сгруппированы и проанализированы.

Исследование показало, что 47 процентов опрошенных работало во время учебы, причем это были не случайные заработки (раздача листовок, официанты, мойщики машин и т. д.), а направления, тем или иным образом связанные с получением опыта в сфере получаемой специальности.

Выпускники осуществляли поиск рабочего места следующим образом: напрямую обращались к работодателям - 66 процентов; использовали знакомства и связи - 53; использовали средства массовой информации - 42; рассылали резюме - 39; пользовались услугами кадровых агентств - 37; пользовались услугами службы занятости - 13; использовали средства Интернет - 7.

Чаще всего выпускники находили место работы путем прямого обращения к работодателю - 45 процентов, а также через связи и знакомства - 21.

На вопрос, благодаря каким качествам вы нашли работу, 37 процентов ответили, что благодаря знаниям, 29 - целеустремленности, настойчивости и уверенности - 24 и 16 соответственно, профессионализму - 11 и коммуникабельности - 11. Кроме того, назывались такие качества, как трудолюбие, ответственность, сообразительность, интуиция и вежливость.

Раньше диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Но, в последнее время «корочка» перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний.

В проведенном исследовании респонденты попытались оценить свои конкурентные преимущества. На первом месте в равной степени оказались поставлены знания и опыт, что собственно ярко отражает реальность, так как опрашивались выпускники, уже работающие и имеющие за плечами реальный опыт. На втором месте оказалась сообразительность - способность быстро понимать, что требуется от работника, схватывать суть и быстро осваивать новые знания. На третье место была поставлена целеустремленность, на четвертое - настойчивость и желание работать. В качестве других конкурентных преимуществ выпускниками назывались ответственность, коммуникабельность, умение работать в команде, умение «подать» себя и оптимизм.

Если сделать небольшой сравнительный анализ требований, предъявляемых к соискателям, можно прийти к выводу, что наиболее востребованными качествами у работодателей являются знания, трудолюбие и профессионализм. Интересно, что некоторые респонденты прокомментировали то, что хотят видеть работодатели в молодых специалистах, как «готовность и желание работать как лошадь за маленькую зарплату», «желание работать день и ночь на благо предприятия», «бесплатную рабочую силу с огромным потенциалом».

На второе место были поставлены сообразительность и инициативность. Конечно, специальные знания плюс практический опыт - это одна из составляющих успеха. Но сегодня на трудовом рынке все больше котируются не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, которые способны сами добывать нужные знания и на их основе порождать новые. Так же востребованными качествами назывались ответственность, целеустремленность, коммуникабельность, уверенность и исполнительность.

(продолжение в следующем номере)