УМО. Учебно-методическое обеспечение. Даже если вы не знаете точно, как расшифровывается эта аббревиатура, то все равно у нас в ТУСУРе приходится слышать эти три буквы очень часто. Конкурс УМО, состояние УМО... Вуз наш недаром гордится уровнем этой самой учебно-методической обеспеченности: количеством электронных (и не очень) учебников, пособий, программ. Вроде бы все здесь благополучно, но пределов совершенству, как известно, нет. Поэтому у нас в ТУСУРе уже два года как в организационно-методическом отделе (ОМО) учебного управления началась работа над очень интересным проектом. Называется он так: «Подсистема контроля состояния учебно-методического обеспечения университета».

Что это за проект такой и в чем его уникальность, расскажет вам Светлана Петровна Желнерская, методист ОМО. Она очень хорошо знает, насколько верна старая поговорка - конечно же, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому без долгих предисловий она сразу решила мне показать работу нового проекта в действии. Итак, заходим на www.tusur.ru , раздел «методическая работа»…

- … А в нем подраздел - «учебно-методическое обеспечение учебным продуктом». Входим. Вот. Сейчас можно открыть развернутые таблицы по каждой из специальностей университета. В ТУСУРе примерно 40 специальностей, на каждой по 40-50 дисциплин. Знать, какие методические и учебные наработки есть по каждой, значит владеть очень большим объемом информации. Вот мы и решили объединить все в единую систему и наглядно представить.

В нашей работе отражены все кафедры, но информация подается по их специальностям - так удобнее. Вот заходим на… Назовите любую кафедру. Хорошо. Смотрите, в этой графе перечислены все дисциплины, которые согласно учебному плану там должны изучить студенты. Мы можем видеть, в каком семестре они преподаются, а также какие виды занятий (лекционные, практические, лабораторные и так далее) и сколько часов на них отводится. Еще указывается, какая кафедра обеспечивает эту дисциплину.

Вот, например, «Введение в специальность» - только лекции, а напротив графы практических занятий стоит ноль.

Дальше идем. По любой дисциплине должна быть создана рабочая программа, если ее нет, то минус в нужной графе все вам расскажет. Если идут лекции, то к ним нужны учебные пособия - вот видите, по этой дисциплине их нет. Все видно наглядно и сразу.

А еще вот показатели - есть ли электронные учебники, имеется электронные варианты лекций. Такой общей картины нигде не увидишь.

И действительно, ноли, минусы и плюсы, сначала просто пестревшие в глазах, показывали даже мне, человеку далекому от перипетий методической работы, насколько благополучна в этом разделе названная мной наобум специальность. Больше плюсов - больше поводов для гордости.

Полезная штука, что ни говори. За несколько минут наглядно и просто о каждой из специальностей университета можно узнать сразу так много. Понятно, что за всей этой простой стоит большой труд многих людей. Нина Петровна Афанасьева, заведующая отделом обслуживания библиотеки, в работу по созданию подсистемы контроля состояния УМО, была включена с самого начала.

- Я занималась выяснением такого важного показателя книгообеспеченности, как «наличие базового учебника по специальности». Сейчас очень хорошо заметно, как итоги таблицы подтолкнули преподавателей обновить свои рабочие программы, теперь они сами заинтересованы в том, чтобы по их специальности в библиотеке было как можно больше учебной литературы. Как результат, появляется обратная связь между кафедрами и библиотекой, новые книги получают свой адрес, мы знаем, для какой дисциплины они необходимы.

Чем мне еще помогла количественная и качественная оценка УМПО? Она дала очень важную информацию по дисциплинам, которую мы внесем в свой электронный модуль «Книгообепеченность».

Отзывы двух деканов и одного заместителя заведующего кафедрой очень похожи один на другой. Надо же, несмотря на то, что новая разработка ОМО добавила им забот и хлопот, о ней говорят только хорошее.

Лев Алексеевич Боков, декан РТФ

- Эта таблица позволяет определить состояние дел по учебно-методическому обеспечению, как в целом по ТУСУРу, так и по каждой кафедре. Она дает комплексную, очень дельную информацию, из которой сразу понятно, как обстоят дела по кафедре и конкретной специальности. И тут же можно принимать оперативные решения по улучшению ситуации.

Какие проблемы обнаружились у нас на РТФ? Не по всем специальностям были методические пособия, не все преподаватели работали по программам. Мы сразу рассмотрели все случаи на заседании совета факультета, было поручено провести план мероприятий, теперь в конкретные сроки мы эти недоработки устраним.

Главное, что эта таблица очень экономит время руководителя подразделения, он сразу может увидеть состояние дел.

Геннадий Васильевич Смирнов, декан РКФ

-Таблица дает возможность увидеть всю обстановку по учебно-методической обеспеченности целиком. Она небольшая, компактная и дает большую помощь в оценке своих (и это главное) и чужих недостатков, просчетов. Это подталкивает преподавателей заниматься своим предметом активнее.

Вот нам с помощью этой оценки удалось сформулировать перечень недостатков и в мае, надеюсь, мы многие недоработки уберем.

Виктор Леонидович Савчук, заместитель заведующего кафедрой ПрЭ

- Очень нужны эти сведения, собранные ОМО, тем более что в любой момент их можно посмотреть, зайдя на сайт ТУСУРа.

По сути, создатели смогли учесть все: наличие программ, госэкзаменов, курсовых. Ничего не забыли. Определились даже с процентным количеством литературы в библиотеке в относительном и в абсолютном соотношении.

Есть и еще один важный момент: эта разработка очень поможет вузу успешно пройти аттестацию 2008 года, ведь с ее помощью все подразделения университета просто вынуждены будут подтянуться до нужного уровня.

Не знаю, нужно ли тут делать резюме - вроде бы и так все понятно. В ТУСУРе руководители разного уровня от заведующего кафедрой до ректора получили удобный инструмент для работы, который позволяет оперативно и грамотно ориентироваться в обстановке и принимать нужные решения.