Как ни парадоксально, но армия -это тоже работа. Это не только генералы с большими звездами, рядовые, держащие по ночам в казарме на вытянутых руках табуретки, и «деды», которые заставляют их это делать. Армия -это еще и масса офицеров в звании, ниже генеральского, масса техники, масса недвижимости, масса… -перечислять можно долго. Одно ясно - современное российское, будем говорить так, общество, забыло, что такое армия. Сейчас это слово вызывает только страх и раздражение, а ведь было и иначе, а где-то иначе и сейчас. К 23-му февраля принято поздравлять всех мужчин и подводить какие-то итоги. Мы тоже поздравим всех представителей сильного пола, но ничего подводить не будем -это сделают и без нас, а просто вспомним о том, что и у Красной, и у Советской, а ныне Российской армий есть, чем гордиться. Ну, и разумеется, мы не забыли про военную кафедру ТУСУРа.

Более 5 генералов

Военная кафедра в нашем университете была создана еще в 1962 году. Сегодня на ней заканчивают обучение те студенты, кто успел поступить туда до известного приказа 2005-го года о закрытии военных кафедр. Наверху посчитали, что слишком много выпускается за год в России офицеров запаса, в то время как с рядовыми проблемы. И хотя даже полковники говорят, что с современной техникой разберется только специально подготовленный офицер, теперь это уже ничего не меняет. Во дворе военной кафедры ТУСУРа под слоем снега мерзнет настоящая, но, разумеется, неработающая зенитка, а несколько студентов разгребают вокруг нее сугробы. Они уже тоже могут считать себя до некоторой степени легендой -последних, как первых, запоминают чаще.

Впрочем, за 44 года существования военной кафедры в нашем университете ей есть, чем хвалиться. Например, генералами. На официальном сайте говорится, что ВК ТУСУРа выпустила пять человек, впоследствии получивших высокие должности. Но при личной встрече начальник кафедры, Анатолий Шиянков, уточнил, что недавно при пересчете выяснилось, что тусуровских генералов уже семь человек. Причем, это не просто армейские генералы -один из них работает в ФСБ, еще один в Налоговой службе.

«Все потому, -добавляет полковник Шиянков, -что в ТУСУРе выпускают технических специалистов, и здесь, на кафедре, им проще обучаться, и далее в жизни тоже все лучше получается».

Кстати, недавно среди офицеров военных кафедр распространился документ, согласно которому кафедры можно было бы вернуть. Правда, с одной оговоркой -Министерство Обороны больше не будет их содержать. Этим, при большом желании, займутся сами вузы. Так что, кто знает, быть может, в ТУСУРе в будущем снова появится своя военная кафедра.

Впрочем, совсем не факт, что теперь мы больше не услышим об именах ученых из нашего университета в военном контексте. Как известно, ТУСУР вел и ведет достаточно много закрытых разработок. О части из них мы уже писали и не раз.

Это и исследования в сфере радиолокации, и даже космические наработки. Однако, в преддверии 23-февраля принято вспоминать все же более известные достижения, скажем прямо, с мировым именем. Поэтому, не умоляя заслуг тусуровцев, обратимся к легендам военной промышленности России.

Автомат -история

Автомат Калашникова -это, наверное, уже не только механическое огнестрельное устройство, для боя. В нашей стране это уже давно элемент фольклора и предмет всевозможных анекдотов. Впрочем, это касается и мировой культуры, хотя бы потому, что автомат Калашникова экспортировался во многие страны и производился другими государствами как по лицензии, так и без нее. Кроме российских, в мире наиболее распространены югославские и китайские АК-47. Мало того, русская фамилия "Калашников" сегодня не требует перевода ни на один язык. Это мировой бренд и один из неофициальных символов России. Но между тем человека, вооружившего планету, официально рассекретили лишь 16 лет назад. На Западе до последнего всерьез полагали, что Калашников - это "закрытый" научно-исследовательский центр, и были поражены тем, что автомат сотворил старший сержант с девятью классами образования.

По оценкам специалистов с 1949 года всего на планете изготовлено не менее 50 миллионов штук автомата Калашникова различных модификаций. Для сравнения: тираж его ближайшего конкурента - американской автоматической винтовки M-16 -«всего лишь» 10-12 миллионов.

Из "калашникова" стреляли Усама бен Ладен и Саддам Хусейн. Выстрелы АК-47 раздавались в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Террористы из "Отделения Красной Армии" в ФРГ поместили его изображение на свою эмблему. Американские военные во Вьетнаме не могли позволить себе сменить M-16 на трофейные АК-47, потому что в джунглях их уничтожили бы свои, стреляя на звук основного оружия вьетконговцев, зато янки всеми правдами и неправдами вывозили неприхотливое оружие домой. Сегодня в оккупированном Ираке солдаты США часто используют конфискованные у населения "калаши" вместо родных автоматических винтовок. АК-47 попал на флаг Мозамбика, и даже в отдаленных африканских селениях детей называли Калашами в надежде, что к ним перейдет легендарная выносливость русской боевой машины.

Можно много говорить о том, что есть автоматы, которые стреляют точнее или весят меньше. Можно спорить, благодаря чему АК завоевал мир - сбалансированным характеристикам, надежности, неприхотливости или демпинговой цене. Однако, в истории стрелкового оружия явлением культуры кроме него стал, пожалуй, только ковбойский "кольт". А 86-летний конструктор Михаил Калашников говорит: «У меня большие планы. Нет предела совершенству. Так что предстоит еще много работать по улучшению боевых качеств оружия, которому посвятил я всю свою жизнь».

Сатана на старте

Не секрет, что за время «холодной войны» и СССР и США, две сверхдержавы, накопили ужасающее число ядерных ракет, которого бы хватило, чтобы взорвать не только потенциального противника, но и полностью планету Земля. Сегодня процесс разоружения, инициированный первым президентом СССР Горбачевым, продолжается, однако, ядерное оружие остается достаточно сильным фактором, по которому оценивают страну. Многие сомнительные режимы хотят заполучить несколько ракет себе и уж точно все заинтересованные с замиранием произносят слово «Сатана» - именно так называется одна из самых современных российских ракет. Правда, в отечественной классификации это смертельное чудо называется не так страшно -«Воевода» или РС-20В.

«Сатана» - это российская ракета, развертывание которых было произведено в 1988-1992 годах. Эти ракеты - двухступенчатые жидкостные - могут нести 10 боезарядов. Обычное состояние «Воеводы» - дислокация в глубокой 50-метровой шахте, которая сверху закрыта гигантским люком весом 140 тонн. Обычно с виду это неприметный холмик, который в самый ответственный момент может открыться и выпустить саму ракету. И, к слову, иностранных аналогов «Сатаны» до сих пор не создано.

Но, однако, с некоторого времени «Сатана» рассматривается не только как оружие, но и как средство заработка денег. Все дело в том, что ракеты такого класса вполне могут выводить на орбиту Земли спутники и прочие полезные вещи. А это деньги, и не самые последние.

И вот 22 декабря 2004 года с полигона "Домбаровский" в Оренбургской области был и произведен такой запуск. Этот старт "Сатаны" должен был подтвердить ожидания специалистов. В результате ракетные войска России могут осуществлять коммерческие запуски орбитальных спутников, оставляя выручку от реализации этих проектов себе. Речь идет о немалых деньгах - около 30 миллионов долларов США в год.

Есть только МИГ

Если спросить у российского человека, какой отечественный боевой самолет он знает, то в 99 процентах случаев вам скажут «МиГ». А все началось в 1971 году, когда конструкторское бюро имени Микояна в ответ на строящийся в США F-16 начало разрабатывать самолет будущего. Этот аппарат должен был стать достойным противником американского оппонента - притом, что СССР серьезно отставал в области электроники. Нашим конструкторам приходилось жертвовать летными характеристиками из-за большого веса встроенных систем и оборудования. Несмотря на это истребитель, принятый на вооружение в 1982 году, стал лучшим в своем классе, разумеется, в мире. А в начале восьмидесятых приход МиГа в войска был ошеломляющим. За право летать на новых машинах многие лётчики жертвовали престижными должностями, высокими окладами, покидали насиженные места в гарнизонах.

МиГ-29 уступает западным конкурентам в оборудовании, ресурсе двигателей, дальности, массе полезной нагрузки и возможностях атаки наземных целей. Зато он превосходит их маневренными качествами в уникальном диапазоне скоростей и высот, эффективной системой вооружения для маневренного воздушного боя, простотой обслуживания, выносливой и мощной конструкцией каркаса и низкой ценой. Последним вообще славится вся советская техника.

В 1991 году во время конфликта в Персидском заливе МиГи-29 состояли на вооружении ВВС Ирака. Ни один "двадцать девятый" не был сбит в ближнем воздушном бою, зато пилотам, летавшим на этих машинах, удалось уничтожить несколько истребителей многонациональных сил (в том числе, как минимум, один "Торнадо" английских ВВС).

Руслан вместимостью вагон Людмил

Еще один предмет гордости военной промышленности СССР и России, а также, кстати, Украины -самолет Ан-124 «Руслан». Этот летающий гигант является самым большим и грузоподъемным серийно выпускаемым самолетом в мире. На борту самолета работают 34 ЭВМ, которые объединяются в четыре основные системы. А за время эксплуатации, при помощи «Руслана» были перевезены: 90-тонные гидротурбины, крупногабаритные автокраны, американские карьерные самосвалы, фюзеляж пассажирского самолета Ту-204, 109-тонный локомотив и многие другие вези, которые на земле-то кажутся неподъемными, не говоря уж о том, чтобы представить их в воздухе.

Кстати, недавно одна московская компания отсудила у английского авиаперевозчика грузовой "Руслан" и вернула его обратно на родину. И, что символично, единственной работой этого самолета за последние пять с лишним лет, похоже, стала съемка в фильме "Умри, но не сейчас", из серии про агента 007 британской разведки в апреле 2002 года. Создателям этого кинофильма понадобился широкофюзеляжный "Руслан", внутри которого помещается небольшой вертолет. На нем в конце фильма агент Джеймс Бонд вылетает из горящего самолета и триумфально спасается от врагов.

За всю историю «Русланов» с 1982 года таких самолетов было создано 56 штук. Всего сегодня в мире на таких крупногабаритных военных перевозках можно заработать в год около 600 миллионов долларов, а чтобы построить один «Руслан», надо потратить 30 миллионов долларов. Но при этом сегодня Россия планирует возобновить производство Ан-124, потому что аналогов в мире этой техники так и не появилось.

Так что, в общем и целом, нам все равно есть, чем гордиться. Другое дело, будем ли мы и дальше только вспоминать старое или все-таки скоро будем показывать миру новое вооружение.