Владимир Иванович Абушкевич.

Окончил ТУСУР 1970 году, был направлен в Нижний Тагил (Свердловской области) в институт испытания металлов, где работает и сейчас.

Должность: главный конструктор, заместитель генерального директора по научной работе.

Некоторые премии и награды:

1985г. - присуждена Государственная премия СССР за работу в области специальной измерительной техники (спецтема).

2000г.- награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (указ президента В.В. Путина №1489 от 10.08.2000).

2001г. - присуждена премия им. С.И. Мосина за создание специального измерительного комплекса.

Вот и все, что мы знали об этом нашем выпускнике. Что и говорить - именитом выпускнике. Ну да ничего - на свете есть такая прекрасная штука, как интернет. По электронке Владимир Иванович получил наши вопросы и умудрился ответить на них, с трудом выкроив время между командировками (за что ему огромное спасибо). Итак…

- Расскажите о себе: где родились, как учились в школе, чем увлекались?

Родился в городе Елабуга Татарской АССР, но всю сознательную дошкольную и школьную жизнь провёл в Амурской области в железнодорожном посёлке в 40 километрах от реки Амур (граница с Китаем).

В школу меня отдали в шесть лет от роду, что в дальнейшем существенно повлияло на мою судьбу. Учился в школе легко, особенно увлекался физикой, а ещё точнее всем, что было связано с электричеством. Перечитал, наверное, всю литературу, которую можно было достать в посёлке, по радиотехнике и электронике. Собирал простенькие электрические и радиосхемы, бурно радовался своим удачам, родители меня поддерживали в этом увлечении. Конечно, как и у большинства мальчишек, нашлось в моем детстве место и футболу, баскетболу, рыбалке и охоте.

- Решение поступить в ТУСУР было спонтанным или Вы заранее знали, куда пойдете учиться? Как пришло решение из работника железнодорожной станции сделаться студентом?

- Желание стать студентом вуза внушила мне мама. Совершенно было ясно, что это должен быть только вуз радиоэлектронного профиля. О том, что в Томске появился новый институт (тогда ТИРиЭТ), услышал случайно зимой 1963 года на катке от томских студентов, учившихся в ТПИ и приехавших домой на зимние каникулы. Они рассказывали о студенческом Томске такие фантастические истории, что сомнений больше не было - только Томск и только ТИРиЭТ.

Первый раз пробовал поступить в ТИРиЭТ в 1964 году после окончания школы - не хватило 1 балла. Злую шутку сыграла излишняя самоуверенность, связанная с беззаботной учёбой в школе. Конечно, это был удар, но решил не сдаваться, а остаться в Томске, поступить на работу и на вечернее отделение. Но мне не было 18-ти (вот оно - поступление в школу с шести лет) и меня нигде не принимали на работу. Обращался даже в горком комсомола по поводу устройства, но безрезультатно.

И вот, когда отчаяние достигло предела, услышал ночью в общежитии на Киевской песни. В холле на третьем этаже пели стройотрядовцы. Крепкие загорелые парни в красных рубашках, красивые девушки, а песни всю душу переворачивали. И я решил: вернусь домой, сделаю все, чтобы поступить в этот же вуз в следующем году.

В 1965-ом это удалось.

- Почему "выбрался" ФЭТ? Ваша специальность была престижной?

- Поступал на факультет радиоуправления, но после зачисления предложили перейти на вновь открываемую специальность «автоматизация и механизация процессов обработки и выдачи информации», а это - ФЭТ. Наша группа 85 была первой, кто окончил эту специальность. Я не помню, чтобы принадлежность к тому или иному факультету имела большое значение, было ощущение, что мы все одна семья.

Что же касается престижности специальности, то тогда, мне кажется, этого никто не знал, да и сейчас на этот вопрос мне ответить однозначно трудно. Одно можно сказать по прошествии многих лет, что учили добротно.

- Первые впечатления от города и вуза. Что далось сложнее всего - учеба или "житие"?

- Томск - город фантастический. Такого больше нет нигде. Я достаточно много повидал городов, но лучше Томска не встречал.

А первое впечатление - это громадные деревья на проспекте Ленина (таких уж точно нигде нет), «блинка» (блинная рядом с институтом) и, конечно же, студенческая «шестерка».

Самое большое первое впечатление от вуза - 326-я аудитория и такая же - на четвертом этаже.

Что далось сложнее всего? Не учёба и не «житие» - любовь!

Жили, мягко говоря, плотно (двухэтажные кровати, а это - 8 человек, да плюс “заяц”), пока не ввели в строй новые общежития на Нахимова, где мы бывали на субботниках.

- Не пожалели о выборе вуза?

- Нет, нет и нет. До сих пор иногда снятся сны, что поступаю в ТИРиЭТ.

- Что из студенческой жизни вспоминается чаще всего? Какие-то традиции особенные на факультете или в группе были?

- Студенческая жизнь, в первую очередь, ассоциируется с таким понятием, как братство. И особенно, конечно, жизнь в общежитии. Моя младшая дочь, учась в Екатеринбурге в университете, проживала на квартире, а не в общежитии и поэтому мне её даже несколько жалко, будто она чего-то не дополучила в жизненном образовании.

Общежитие - это танцы в самый расцвет вокально-инструментальных ансамблей, соревнования по теннису в холлах, веселье и одновременно занятия до рассвета, встреча Нового года одной компанией всего этажа и общежития, взаимопомощь при подготовке курсовых и дипломных проектов и многое, многое другое. Образно говоря, общежитие - это школа жизни.

Я думаю, что наш курс сформировался уже в колхозе, в который нас послали сразу после поступления.

Были, как сейчас говорят, и приколы. Ребята, с которыми я жил в комнате, трансформировали мою фамилию из Абушкевич в «Подушкевич» - я очень любил поспать и неизменно над моей кроватью висел переходящий кубок - пожарный брандспойт (практически он от меня ни к кому и не «переходил»).

Что касается традиций, то я бы назвал стройотряды. Это у нас было святое. Каждый год весной начинались сборы в стройотряд, куда набирали по конкурсу. Это были и тяжелые, и весёлые периоды жизни. Сейчас это вызывает чувство гордости.

- Распределение в Нижний Тагил было неожиданным? Вы им были довольны?

- В Нижнем Тагиле оказался случайно. Распределялся в Чебоксары, но там не было жилья, а у нас уже была семья, дочь. Затем направили в Муром, там было всё наоборот, затем Владимир, где не было ни того, ни другого. И только потом, когда намотался по городам и министерствам образования и машиностроения, предложили поехать на Урал - в тайгу, но сказали, что жильё и работа будет. Так что я выбирал условия для семьи.

Нельзя сказать, что Тагил понравился, тем более что испытательный полигон, где мне предстояло работать, находится в 10 километрах от города, и жить нужно было в небольшом посёлке при полигоне.

А вот работа и коллектив понравились сразу. Жизнь здесь, как говорится, била ключом.

- Немного о карьере: что нужно делать, чтобы не оставаться всю жизнь рядовым инженером? Образование или личные качества, прежде всего, толкают человека вперед?

- Мне кажется, понемногу всё имеет значение, в том числе и случайность, но главное - это интерес к работе, работоспособность и умение постоянно учиться. Достаточно потерять интерес к самообразованию, постижению нового, и рост человека как инженера и будущего организатора и руководителя прекратится. А замещать выбывающих работников разного уровня необходимо. У меня сложилось впечатление, что сегодня всё больше молодых специалистов предпочитают заниматься работой попроще, в своё удовольствие. Например, все хотят заниматься только компьютерами, а я пытаюсь объяснять, что компьютер сегодня - это просто обязательный инструмент, которым обязан владеть каждый инженер, как, например, слесарь напильником, сварщик электродом, повар ножом.

Делать нужно то, что требуется. Нужно быть нужным.

- У Вас много премий, медалей. Какая из них была самой "грандиозной", какой Вы гордитесь больше всего?

- Если честно, то я не могу выделить какую-либо. Всё пришло как-то само собой. Мы (с коллективом) с интересом и плодотворно работали, никогда не ставили своей целью получить ту или иную награду. Хотя, конечно, каждая связана с определённым этапом жизни. Например, Государственная премия получена фактически за создание нового направления в оборонной промышленности - полигонного приборостроения и за достижения в короткий срок зарубежного уровня в этом направлении. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» - за создание передового выставочного комплекса вооружения и военной техники.

- Часто вспоминаете ТУСУР? Что в итоге дает образование человеку?

- Очень часто. Вспоминаю общежития, главный корпус, мы практически все годы учёбы провели в нём, аудитории, хорошо помню первую лекцию. Мне кажется, что я и сейчас, если понадобится, по памяти нарисую план здания, даже помню самые отдаленные ‘закутки’.

Смотрим и с женой, и поодиночке студенческие фотографии, показываем их дочерям.

Убеждён, что высшее образование необходимо всем, кто в состоянии его осилить. К сожалению, приходится признать, что сегодняшняя общественно-политическая обстановка формирует у части молодых людей ложные представления о нецелесообразности получения высшего образования, так как иметь большую зарплату можно и без образования.

Образование - это, в первую очередь, понимание процессов, которые происходят с техническим и общественным развитием общества, это способность постигать новое, быстро и с наименьшими затратами решать производственные и научные проблемы. Образованное общество - это сильное конкурентоспособное государство. И наоборот, снижение уровня образованности общества - это путь в никуда, такое общество и личность не имеют перспектив.

- Ваши пожелания.

- Наше поколение - это уже поколение пенсионеров. Поэтому, вспоминая годы учёбы в ТУСУРе, поимённо студенческих друзей, я хочу пожелать всем однокашникам здоровья и приложить все усилия к тому, чтобы следующее поколение было не хуже, а лучше нас.

Родному вузу - дальнейшего процветания; у Вас огромные перспективы!

И ещё. Молодой инженер становится специалистом уже на производстве. И чтобы это становление проходило в короткие сроки, и плодотворная деятельность продолжалась как можно дольше, необходимо в вузе, в первую очередь, привить студенту умение искать информацию, анализировать, сопоставлять, действовать, то есть умение учиться.

С уважением, бывший студент ТИРиЭТа, главный конструктор, заместитель генерального директора по научной работе В.И. Абушкевич